3 Группа Риска У Животных

Какие существуют группы животных?

Мир насыщен загадочными существами, они постоянно удивляют человечество. Есть множество видов животных, которые поражают своей уникальностью.

Классификация

Существуют такие группы животных:

  • Млекопитающие.
  • Моллюски, иглокожие.
  • Рыбы, ланцетники, круглоротые.
  • Птицы.
  • Пресмыкающиеся.
  • Земноводные.
  • Членистоногие.

Многие группы домашних животных стали человеку родными, так как без них он не представляет своей жизни. Но есть дикие существа, приручить которых у людей никогда не получится. Кстати, первым животным, которое подчинил человек, был волк. Это произошло около 15 тыс. лет назад. Он стал домашним, со временем эволюционировал в собаку. Сейчас это лучший друг человека.

Как определить группу животного?

  1. К млекопитающим относятся теплокровные животные. Они покрыты шерстью, у них сердце четырехкамерное, а молочные железы выделяют молоко. При родах у них появляется живой детеныш.
  2. Птицы — это теплокровные животные, которые откладывают яйца. Они покрыты перьями, имеют крылья, сердце четырехкамерное.
  3. Пресмыкающиеся — это холоднокровные животные. Их тело покрыто чешуей, сердце трехкамерное, они откладывают яйца.
  4. Земноводные животные также являются холоднокровными. Сердце у них трехкамерное, с помощью кожи они дышат, их личинки обитают в воде. Через оболочку яйца способна проникать вода.
  5. Хордовые животные включают в свой список некоторые разновидности рыб и организмы, подобные рыбам.

Разновидности живых существ в зависимости от употребляемой пищи

Можно разделить животные по группам по способу питания. Существуют растительноядные живые существа. Они питаются листьями, семенами, плодами, корнями и т.д. Их ротовой аппарат имеет свои особенности: у них больше роговых пластин или резцов, коренных зубов. Природа таким образом создала приспособление для перетирания пищи растительного происхождения. А вот тля, клопы, цикада имеют сосущий аппарат, что дает им возможность питаться соками растений. В ЖКТ развиты дополнительные отделы, такие как рубец, слепая кишка. Они позволяют перерабатывать клетчатку. Травоядные млекопитающие обладают периферическим зрением. Такие животные имеют мускулатуру достаточно грубую и не настолько развитую, как у хищников этой же группы.

Выделяют животных хищников, которые питаются другими существами. Они обладают навыками нападения на жертву. Среди всех зубов самыми развитыми считаются клыки, такое отличие наблюдается у млекопитающих. У крокодила пасть вытянутая, а у акулы некоторое количество рядов зубов направлено внутрь. Хищные птицы имеют развитые и острые когти. Хищные млекопитающие обладают хорошей остротой зрения. Нападают на жертву плотоядные животные по-особенному: выжидают, делают резкий рывок. Они выносливые, имеют точную координацию, очень быстрые.

А вот дятлы едят личинок насекомых, которые живут под корой деревьев. Для этого у них есть прочный большой клюв, особенные лапы, которыми птицы прочно держатся на стволе дерева. Каждому существу природа создала определенные приспособления, с помощью которых можно добывать пищу.

Есть группы животных, которые питаются остатками организмов. Ярким примером могут быть птицы-падальщики. Они имеют длинную шею, узкую мордочку, хорошее обоняние. А вот, например, пища личинок мух представляет собой органические остатки растений и животных.

Еще одной из групп выделяют паразитов. Они питаются тканями, соками своего хозяина. Они также приспособлены к среде своего обитания, так как их тела не перевариваются в организме, в котором они живут. Паразиты очень схожи с хищниками, но они не убивают хозяина сразу. Они используют его в качестве места проживания. Разделяют такие категории:

Паразитами обычно являются такие животные:

  • круглые и плоские черви;
  • насекомые, такие как блохи, комары, клопы, москиты, вши, мошки;
  • клещи;
  • ракообразные;
  • круглоротые.

Интересная информация о животных из разных групп

Существуют некоторые факты, которые поражают многих людей:

  1. У жирафа самое большое по размерам сердце. У этого животного черный язык, длина которого доходит до 45 см.
  2. Кости у рыбы саргана — зеленого цвета.
  3. Кот не в состоянии подвигать челюстями.
  4. Ритм биения сердца кита составляет 9 ударов в минуту.
  5. У осьминога зрачки прямоугольной формы.
  6. Был зафиксирован рекордный полет курицы. Он составляет 13 секунд.
  7. Мышцы гусеницы преобладают по количеству над человеческими.
  8. Самка броненосца способна продлить беременность до 2 лет, если испытывает стресс.
  9. Синица иногда кормит своих детенышей тысячу раз в день.

Группы опасных животных

Классифицировать все сущности в мире можно и по другим критериям. Например, выделяют группы животных, которые опасны для жизни человека. На первый взгляд они могут показаться безобидными. Таким животным является москит. Он переносчик малярии. Насекомое заражает инфекцией через кровь. От укусов этих животных ежегодно умирает около 2 млн людей.

Пополняет списки опасных живых существ австралийская медуза. У нее очень длинные щупальца, которые доходят до 4 метров. Их количество при этом составляет 60 штук. Одновременно медуза способна убить 60 человек. И многие другие животные несут опасность для человека.

Итак, определить, к какой группе животных относится конкретное существо, несложно. Главное при этом знать, по каким критериям происходит группировка. Ведь животные разделяют по месту жительства, способу питания, классам, видам и другим факторам. Каждое живое существо приспособлено к своей среде обитания, имеет свои особенности, питается разной едой.

Есть группы животных, которые питаются остатками организмов. Ярким примером могут быть птицы-падальщики. Они имеют длинную шею, узкую мордочку, хорошее обоняние. А вот, например, пища личинок мух представляет собой органические остатки растений и животных.

3 Группа Риска У Животных

Название работы: Группы социального риска

Предметная область: Социология, социальная работа и статистика

Описание: К группе риска относят следующие категории людей: инвалиды дети-сироты дети с отклоняющимся асоциальным девиантным поведением матери-одиночки неполные семьи пожилые одинокие престарелые люди и умственно отсталые беженцы люди подвергшиеся насилию алкоголики наркоманы бездомные жертвы экологических.

Дата добавления: 2020-03-01

Размер файла: 44.86 KB

Работу скачали: 76 чел.

Мой реферат посвящен теме «Группы социального риска». Выбор не случаен, потому что эта тема актуальна во все времена.

Проблемы людей социального риска так же затрагивают и жизнь общества в целом. Если не будет оказываться помощь и не вестись профилактика, например, с беспризорностью, с зависимым поведением, с насилием в семье и т.п., то для нормального населения увеличится угроза социальной опасности, что непосредственно может привести к демографическим проблемам и упадку уровня жизни общества.

Для раскрытия темы реферата я использовала учебные пособия, такие как: С.В. Тетерский «Введение в социальную работу», Е.И. Холостова «Социальная работа», чтобы ознакомиться с проблемами и методами социальной работы с группами риска, «Психосоциальная поддержка семей группы риска – как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия», чтобы подробнее изучить причины, факторы риска и техники, применяемые в социальной работе с семьей.

Для достижения своей цели я поставила перед собой следующие задачи:

  1. узнать, что такое группы риска;
  2. раскрыть проблемы;
  3. рассмотреть виды помощи.

Группы риска – это категория людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, кому практически невозможно в одиночку преодолеть те трудности, которые возникли в их жизни и в результате приводят к потере социальной значимости, и иногда и биологической гибели. К «группе риска» относят следующие категории людей: инвалиды, дети-сироты, дети с отклоняющимся (асоциальным, девиантным) поведением, матери-одиночки, неполные семьи, пожилые, одинокие престарелые люди и умственно отсталые, беженцы, люди, подвергшиеся насилию, алкоголики, наркоманы, бездомные, жертвы экологических катастроф, сексуальные меньшинства, преступники, СПИД-больные, люди, занимающиеся проституцией. К этой же группе относят одаренных людей, испытывающих затруднения в общении и становящихся «трудными» для других.

Критическая ситуация, в которую попали эти люди, психологические стрессы, финансовое неблагополучие, а зачастую просто нищета, полное отсутствие средств к существованию, социально низкий уровень жизни губительны не только для перечисленных клиентов социальной службы, но и имеют косвенное, а иногда и прямое влияние на атмосферу, и уровень цивилизованности общества. [8, стр. 419]

В семьях социального риска затруднено исполнение различных функций – обычно как по отношению к обществу, так и относительно членов семьи. Эти семьи находятся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, связанные с предприятиями и учреждениями, где своевременно не выплачивают заработную плату.

Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей. Иногда это может привести к выталкиванию детей на улицу, к асоциальным формам их реакции. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, может помочь ей обрести благополучие, тогда как оставление без помощи способно перевести ее в категорию неблагополучных [2, стр. 82].

  1. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА СЕМЕЙ

Факторы социального риска, прежде всего, отрицательно сказываются на репродуктивных функций семьи, то есть на способности семьи воспитать здоровых в физическом и психосоциальном плане детей.

К факторам социального риска, отрицательно сказывающимся на репродуктивных функциях семьи, можно отнести следующие:
^ Социально-экономические факторы : низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия. Парадоксом времени является то, что и сверхвысокие доходы «новых русских» также являются фактором риска в воспитании детей.
^ Медико-социальные факторы : экологически неблагоприятные условия, инвалидность либо хронические заболевания родителей, других членов семьи, вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами.
^ Социально-демографические факторы : неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетним либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми.
^ Социально-психологические и психолого-педагогические факторы : семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями.
^ Криминальные факторы : алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, семейные дебоши, проявления жесткости и садизма, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры.

Наличие того или иного фактора социального риска в семье не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом такая вероятность возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи. Медицинские исследования также показывают, что по мере увеличения числа факторов риска растет заболеваемость детей в семье.

Часть факторов социального риска влияет довольно стабильно и постоянно, другая часть с течением времени усиливает либо ослабляет свое влияние.

Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что особенно усиливается негативное влияние социально-экономического фактора, когда низкий прожиточный уровень семьи вступает в сочетание с низким общекультурным и общеобразовательным уровнем родителей, то есть в семье, имеющей скромные доходы, но достаточно высокий уровень духовной культуры, эмоциональной близости и стабильности значительно больше шансов воспитания нормального ребенка, чем в семье, где высокий жизненный уровень, но низкая духовная культура и неблагоприятный психологический климат [1, стр. 7-8].

  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГРУППАМИ РИСКА
  2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ

Часто психические расстройства обусловлены тем, что к подростку среда и общество предъявляют непосильные требования в виде усложненных учебных программ в старших классах или высшей школе, что ведет к появлению так называемой умственной отсталости, т. е. сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные переживания с отрицательным эмоциональным знаком, то формируется комплекс неполноценности и как следствие возникает необходимость в искусственных компенсаторах — алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении [6, стр. 59].

Важными направлениями деятельности социальных служб для молодежи становятся терапия кризисных состояний в молодежной среде и предупреждение девиантного поведения. В этих целях профилактика преступности среди подростков последовательно-педагогических и социально-педагогических приемов коррекции отклоняющегося поведения, оказанием соответствующих социальных услуг.

Проводится работа по созданию среды общения подростков, молодежи по месту жительства путем организации клубов общения, в том числе для молодых людей ограниченными возможностями. Расширяется сеть социально-психологических центров для молодых людей, страдающих различными формами химической зависимости, наркологических служб, анонимных наркологических кабинетов для подростков и молодежи [7, стр. 237-238].

Для оказания помощи таким детям создаются специализированные учреждения по социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. К таким учреждениям относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей [8, 430].

Рекомендуем прочесть:  Передается Ли Лишай От Кошек

Задачами учреждений для дезадаптативных детей и подростков являются:

  1. профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;
  2. психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим, психическим насилием или опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безысходное положение;
  3. формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков ощени я и взаимодействия с окружающими людьми;
  4. выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимая и заботы, средств к существованию;
  5. психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
  6. содействие возвращению в семью;
  7. обеспечение возможности получить образование;
  8. забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства [7, стр. 602-603].

Профилактика девиаций составляет ту важнейшую часть предупредительной работы, содержанием которой является целенаправленное выявление и устранение причин и условий конкретных девиаций. Чем успешнее профилактика, тем меньше приходится затрачивать усилий и средств на реабилитацию дезадаптивных детей и подростков, предупреждение перехода отклоняющегося поведения (девиантного) в преступное (делинквентное) [7, стр. 632].

  1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ

Применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. – используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семье, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление детей из семьи, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной помощи (служба занятости, органы социальной защиты, органы народного образования, юрист, психолог, органы здравоохранения, торговые организации, благотворительные организации, исполнительная городская власть[4, стр. 71].

  1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ИНВАЛИДАМИ

Главным результатом социальной работы с инвалидами является достижение такого состояния инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым людям. При этом под социальными функциями (их еще называются социальными умениями) понимается трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, самостоятельному передвижению, коммуникативная способность и др. В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальной формальном обучении, инвалиды нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Главная цель – с детства научить инвалида двигательным и социальным навыкам, основам грамоты и счета (например, одевание, умывание, умение пользоваться столовыми приборами, обращаться с деньгами, делить покупки и приготавливать пищу, пользоваться телефоном, транспортом и т.д.). Дети-инвалиды школьного возраста имеют возможность в рамках медико-социальной реабилитации изучать академические дисциплины и готовиться к трудовой жизни.

Социальная работа с инвалидами и их реабилитация приобретают в социальной политике весомое значение. В настоящее время организованы дневные стационары, в которых обеспечены условия для проведения комплекса реабилитационных мероприятий и необходимые условия для досуга.

Социальные службы, организующие и осуществляющие медико-социальную реабилитацию инвалидов, руководствуются основными принципами: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных программ с реализацией их медицинского, педагогического, психологического, социально-бытового, технического аспектов; индивидуальный подход к определению объема, характера и направленности реабилитационных мероприятий. Это обеспечивается сосредоточением в учреждениях специалистов разных профессий (врачей, педагогов, психиатров, социальных работников, логопедов, трудотерапевтов, техников по протезированию, специалистов по профессиональному обучению и др.), а также необходимого оснащения и оборудования.

В целях профессионального обучения и переобучения в различных регионах организованы специальные учреждения профессиональной реабилитации или же профильные подразделения в составе центров реабилитации. Для трудоустройства используются специальные предприятия и специально оборудованные цеха, щадящий режим, надомный труд.

Важнейшую роль в медико-социальной реабилитации играет организация восстановления инвалида не только в рамках социальных учреждений, в амбулаторно-санитарных условиях, но и по месту жительства — оказание помощи семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды. В таких семьях возникает много сложных проблем, в том числе медицинских, экономических, проблем воспитания и ухода за больным ребенком, психологических проблем, связанных как с тяжелым заболеванием ребенка, так и с трудностями в установлении и поддержании контакта с ним, приобретении специального оборудования, социально-профессиональных проблем (смена места работы и характера труда с учетом интересов ребенка-инвалида, формирование специфического уклада жизни семьи) и др. [8, стр. 420- 421].

  1. СОЦИЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЖЕНЦАМИ

Для социальной помощи беженцам организуются ночлег, временное питание, медицинская помощь. Специалисты социальной защиты населения снимают или уменьшают психологические последствия таких категорий, как «травма», «утрата», «жестокое лишение». Такие стрессовые ситуации негативно влияют на состояние здоровья беженцев, вызывая серьезные последствия на долгие годы. Главная задача социальной работы с беженцами – развитие у них способности самостоятельно преодолевать трудности.

Дети беженцев часто получают психические травмы, будучи свидетелями убийства своих родителей.

Реакция на травматические события, формы поведения, в которых дети проявляют себя обычно во время стрессовых состояний, зависят от возраста, стадии развития детей, а также и от умения привлечь различные средства для своего спасения.

Например, дети дошкольного возраста, особенно привязанные к родителям, в травматических ситуациях проявляют в своей поведенческой манере еще более страстную привязанность к ним. Дети младшего дошкольного возраста, пережив стрессовые ситуации, становятся раздражительными, грубыми, у них появляются жалобы на плохое самочувствие. Обычно после пережитого у них резко падает успеваемость в школе.

Категория «утрата» является определяющей характерной чертой статуса беженца. При этом дети лишаются своих домов, привычных вещей, своих друзей, а часто родителей и близких родственников. Для большинства детей потеря родителей — это полная катастрофа, вызывающие тяжелые психические расстройства, которые могут неоднократно повлиять на протяжении их дальнейшей жизни. Для таких детей характерны нервозы, депрессии, ухудшение умственных способностей, ослабление активности. Не исключается для них и опасность оказаться в числе преступников.

Дети беженцев испытывают так же жестокие лишения из-за недостатка пищи, воды, отсутствия медицинского обслуживания, надлежащего жилья. Все это ведет к физическому истощению организма. Развитие ребенка в результате замедляется, истощается и его эмоциональный потенциал.

Случаются ситуации, когда ребенок, может быть, подвергнут риску, связанному с прямой угрозой его жизни или так называемому социокультурному риску, при котором он лишен жизненно необходимых социальных и психологических условий для нормального дальнейшего развития. Усиление того или другого может вызвать психические заболевания, нарушение поведения, что нередко проявляется в пристрастии к алкоголю, наркотикам. Такие обстоятельства могут сделать ребенка преступником или толкнуть его на самоубийство.

Одна из мер профилактики «трудности» беженцев – заблаговременный отбор регионов по возможного расселения беженцев с заранее предусмотренной системой инфраструктуры социальной защиты (жилье, транспорт, медобслуживание, социокультурная сфера и т.д.) [8, стр. 421-423].

  1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ

Постоянно меняющаяся ситуация развития общества рождает проблемы насилия. Выделяются следующие социальные формы насилия:

1. Физическое, включая телесное повреждение.

2. Эмоциональное или психическое: в виде словесных оскорблений, постоянных агрессивных выпадов, преднамеренной терроризации.

3. Сексуальное, осуществляемое как внутри группы молодых людей, так и со стороны представителей старших возрастов.

4. Пренебрежительное, безразличное, умышленно невнимательное отношение к потребностям, интересам отдельной личности либо к молодым людям в целом в конкретной общественной группе [8, стр. 423-424].

Особую тревогу в современном российском обществе вызывает получившее достаточно широкое распространение семейное насилие, жесткость родителей по отношению к детям, пренебрежение прямыми обязанностями по содержанию и воспитанию [5, стр.17].

Защита более слабых членов семьи, и в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье – одна из важнейших задач социального работника. Порой дети, подвергаемые жестокому обращению, запуганы или не в состоянии рассказать о том, что с ними происходит, в силу не понимания, малолетства, интеллектуально-психических ограничений или по иным объективным причинам. Как правило, такой вид поведения скрыт от глаз окружающих [10, стр. 526].

В России для жертв насилия создаются специальные гостиницы и кризисные центры; телефонное и очное консультирование пострадавших от домашнего насилия; работают телефоны доверия, отделения психосоциальной разгрузки, отделы консультаций в социальных службах [8, стр. 424-425].

К технологиям, используемым в случаях семейной жестокости, относится также организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации [10, стр. 527].

  1. СОЦИЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЗДОМНЫМИ

Бездомность как социальное явление присуще человечеству на протяжении его существования. Как правило, ее обострение или «взрыв» приходится на периоды социальных потрясений: войн, голода, экологических локальных катастроф, землетрясений, наводнений, различных кризисных процессов и т.д.

Для России причинами, усугубляющими возникновение проблемы бездомности, в настоящее время являются:

  1. Отсутствие достаточного количества жилья, а также его дороговизна;
  2. Безработица, обуславливающая нехватку средств для оплаты жилья;
  3. Низкие доходы многих семей и отдельных граждан;
  4. Социальное нездоровье общества (доля душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения).

Формы и методы социальной работы с бездомными разнообразны: открыты дома ночного пребывания, ночлежки; для бомжей и бродяг организуются «телефоны доверия»; работают приюты, столовые и душевые с прачечными; социальные центры и т.д.

В работе с бездомными требуется особый подход: не унижать и не отталкивать, дать возможность почувствовать человеческое отношение. Предложение элементарных услуг (ночлег, питание, медицинская помощь) не должно вызвать чувства обиды и горечи за свое положение, а, наоборот, вселять надежду на положительное решение проблемы, как своими силами, так и с помощью органов социальной защиты.

Для решения жилищной проблемы бездомных российские экономисты предлагают привлекать денежные средства населения за счет введения новой, дифференцированной системы оплаты квартир, расширение ЖСК, материального содействия индивидуальному жилищному строительству [8, стр. 425-426].

  1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЗПРИЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ

Основными побудителями к бегству ребенка из дома являются: принадлежность к социально неблагополучной семье; стыд за родителей (например, алкоголиков, недостойно ведущих себя с окружающими людьми, и т.д.); безразличие родителей к трудностям их детей в школе. Благоприятный выход из таких ситуаций во многом бывает связан с помощью школьнику со стороны учителей и социального работника.

Социальному работнику при любых конфликтах необходимо всегда принимать сторону ребенка и его семьи, решительно их поддерживать.

Социальному работнику необходимо не терять из поля зрения детей, оставшихся вне школы, и оказывать им своевременную помощь.

Для детей-беспризорников организуются приемники-распределители, одна из главных задач которых – предупреждение безнадзорности и противоправных действий среди детей.

В России действуют десятки общественных организаций и фондов, чья социальная деятельность направлена на профилактику беспризорности. Работают специальные социальные службы, службы социальной скорой помощи, приюты,

Главная задача социального работника – проникнуть в проблемы семьи и оказать ей помощь до того, как ребенок стал беспризорным [8, 430-233].

  1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БОЛЬНЫМИ АЛКОГОЛИЗМОМ И НАРКОМАНИЕЙ

Социальная работа предполагает вывод клиента из условно обозначенной стадии «алкоголик», «наркоман» и оказание ему содействия в процессе адаптации в обществе.

Для работы с больными алкоголизмом и наркоманией создаются специализированные центры лечения.

Чтобы выявить места дислокации наркоманов, действуют специальные уличные патрули и бригады.

Для работы с больными алкоголизмом и наркомании в настоящее время создаются центры «Трезвость и семья», «Алкоголизму – нет», реабилитационные наркологические центры, разрабатываются различные методички, способствующие ускоренному лечению этих болезней. Представляет интерес программа Ассоциации учащейся молодежи Российского Союза молодежи «Спасибо, нет», включающая комплекс профилактических мер, используемых педагогами, родителями и самими детьми [8, стр. 436-437].

При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии.

Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением – это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия, психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи.

При работе с больными наркоманией применяется междисциплинарный подход, включающий в себя работу нарколога, психолога, социального работника, который осуществляется как параллельно, так и одновременно.

Социальная работа с наркозависимыми клиентами состоит из нескольких стадий: оценка, определение средств вмешательства, работа с клиентом выбранным методом.

Рекомендуем прочесть:  Микроспория Фото У Человека

После выяснения картины наркотической зависимости разрабатывается план вмешательства в ситуацию клиента. Группы самопомощи основаны на взаимоподдержке людей, имеющих сходные проблемы. По аналогии с группами «Анонимных Алкоголиков» формируются группы «Анонимных Наркоманов». Эти группы самопомощи используют те же принципы 12 шагов, что и группы «Анонимных Алкоголиков». В процессе общения бывшие наркоманы рассказывают, как они стали наркоманами, к чему это привело, как они учились жить без наркотиков. Такое общение укрепляет волю только что вступивших на путь избавления от наркотической зависимости людей, внушает надежду [9, стр. 339-340].

В данном реферате были рассмотрены основные проблемы групп социального риска и некоторые виды социальной помощи. На данном этапе развития социальной технологии этот вопрос крайне важен, все более ощутимым становится разрушение института семьи.

Динамику и масштабы возникновения социологических групп риска в современной России следует оценивать как нарастающую угрозу национальной безопасности.

Люди не всегда могут найти выход из трудного положения, считая нормой недопустимое поведение членов своей семьи, например, применение физической силы, рукоприкладства и др.

Среди молодежи возрастают случ аи девиантного поведения, в связи с доступностью запрещенных средств, и не внимательности ко многим проблемам со стороны взрослых. В подростковой среде многие виды отклоняющегося поведения считаются нормальными. Поэтому профилактика рискованного поведения среди детей и подростков крайне необходима.

Уделяя больше внимания проблемам института семьи, так же уделяется проблемам будущего населения. Ведь только благодаря семье с самого детства закладываются основные нормы поведения и мораль. Поэтому социальная работа с семьей как профилактика и предупреждение, устранение социального риска в семье скажется наиболее позитивно на жизни общества в целом.

  1. Беличева С.А. Психосоциальная поддержка семей группы риска – как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия (Пособие для психологов и психосоциальных работников). М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2020.
  2. Бойко В. В. И др., Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб.: Сударыня, 2020
  3. Бондарь, Л. А. Социальная работа и молодежные организации / Л. А. Бондарь. – М.: Институт молодежи, 2020. – 258 с.
  4. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. Пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 224 с.
  5. Психосоциальная поддержка семей группы риска – как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия (Пособие для психологов и психосоциальных работников). М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2020. Социально-медицинские аспекты работы с населением групп риска. В. Т. Кургузов. — М. : Хризостом, 2020. — 152 с
  6. Основы социальной работы: Учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. – М.:Инфра, 2020. – 358 с.
  7. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие/Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова и др. – М.: ИНФА-М, 2020. – 427 с. – (Высшее образование).
  8. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2020.- 496 с.
  9. Фирсов М.В. и др., Теория социальной работы 2020. — 432с.
  10. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 6-е издание. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2020. – 860 с.
  1. Отсутствие достаточного количества жилья, а также его дороговизна;
  2. Безработица, обуславливающая нехватку средств для оплаты жилья;
  3. Низкие доходы многих семей и отдельных граждан;
  4. Социальное нездоровье общества (доля душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения).

3 Группа Риска У Животных

Академик Н.Н. Петров (1947 г.)

09.03.17
Некоторые наноматериалы и волокна
Материал из серии «Информация из монографий МАИР». Том 111, 2020

28.09.16
25 лет работы Московского онкогенетического регистра
Опыт создания и функционирования в условиях современной России

01.07.16
Против необоснованной рекламы соляриев
Рекомендации для любителей загорать и пользоваться услугами соляриев

21.06.16
Еще раз о профилактических вакцинах
Вопросы вакцинопрофилактики некоторых онкологических заболеваний в России

03.03.16
Профилактика рака. 12 путей снижения индивидуального онкологического риска
Последнее издание Европейского Кодекса против рака

АРХИВ МАТЕРИАЛОВ за 2020 год >>

АРХИВ МАТЕРИАЛОВ за 2020 год >>

АРХИВ МАТЕРИАЛОВ за 2020 год >>

АРХИВ МАТЕРИАЛОВ за 2020 год >>

АРХИВ МАТЕРИАЛОВ за 2020 год >>

АРХИВ МАТЕРИАЛОВ за 2020 год >>

АРХИВ МАТЕРИАЛОВ за 2020 год >>

Главная

Опубликовано 10. 11 . 08

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отсюда вытекает формулировка ВОЗ групп высокого риска возникновения заболеваний как групп населения, имеющих высокий риск ухудшения здоровья или экономического и социального состояния.

К группам онкологического риска относят группы населения, имеющие существенно повышенную вероятность развития злокачественных новообразований (ЗН) и выраженность канцерогенного эффекта при специфических условиях воздействия факторов риска.

Различные факторы онкологического риска могут действовать индивидуально и сочетанно, нередко взаимно усиливая друг друга. Их природа и характер взаимодействия определяют особенности подходов к профилактике ЗН у отдельных лиц и в группах населения. Среди многочисленных факторов онкологического риска в своей работе мы выделяем следующие группы:

  • факторы (особенности) образа жизни, включающие распространенность вредных привычек (табакокурения, злоупотребление алкоголем и пр.), характер репродуктивного поведения (особенности сексуальной жизни, количество родов и пр.) и др.;
  • генетически обусловленная предрасположенность к возникновению злокачественных новообразований;
  • производственные канцерогенные факторы, действующие на работающих в условиях производства и способные вызвать развитие профессионального онкологического заболевания;
  • психоэмоциональный стресс с последующей хронической депрессией.
  • Лица, не придерживающиеся правил здорового образа жизни
    этой многочисленной группе риска можно отнести значительную часть населения, которая по двергает себя опасности, связанной с тем или иным фактором риска: табакокурением, злоупотреблением алкоголем, малоподвижным образом жизни, нерациональны м питанием, неупорядоченной сексуальной жизнью и т.д. (Более подробно об этих факторах и мерах профилактики см. в разделе нашего сайта «Для всех и для Вас тоже»).
  1. Лица с наследственной предрасположенностью к возникновению опухолей
    Частота носителей генов предрасположенности среди населения пока точно не известна, но она не менее 1%. Это группа высокого онкологического риска. По современным оценкам наследственные формы составляют 5-7% от всех случаев рака. Следует сразу сказать, что речь идет не о наследовании рака, как болезни, а лишь о наследственной предрасположенности к его возникновению.
  2. Работники канцерогеноопасных предприятий (организаций)
    Канцерогеноопасное предприятие (организация) — предприятие (организация), на котором работники подвергаются или могут подвергнуться воздействию производственных канцерогенных факторов, и/или существует потенциальная опасность загрязнения окружающей среды канцерогенами.
    Когда речь идет об использовании канцерогенных веществ на предприятии, в соответствии с Конвенцией МОТ 170 «О безопасности при использовании химических веществ на производстве» имеется в виду любая трудовая деятельность, при которой работник может подвергнуться воздействию химического вещества, включая:

    • производство химических веществ;
    • обращение с химическими веществами;
    • хранение химических веществ;
    • транспортировку химических веществ;
    • удаление и обработку отходов химических веществ;
    • выброс химических веществ в результате производственной деятельности;
    • эксплуатацию, ремонт и очистку химического оборудования и контейнеров.
  3. Лица, перенесшие сильный психоэмоциональный стресс
    «К настоящему времени большинство исследователей сходится во мнении, что чрезмерный стресс, возникающий в конфликтных или безвыходных ситуациях и сопровождающийся депрессией, чувством безнадежности или отчаяния, предшествует и с высокой степенью достоверности обуславливает возникновение многих злокачественных новообразований». В условиях, сложившихся в нашей стране в последние 15-20 лет, следует признать актуальным формирование в числе групп повышенного онкологического риска группы лиц, перенесших особенно сильное психоэмоциональное потрясение. Исследования, проведенные ГНИЦ профилактической медицины, показали, что в состоянии среднего и высокого уровня хронического стресса в России проживает примерно 70% населения. По данным обследования национальной представительной выборки в России 46% населения страдает депрессией (34% мужчин и 52% женщин).

Следует подчеркнуть, что в конкретных условиях каждого региона может оказаться актуальным формирование групп риска с применением других критериев.

09.03.17
Некоторые наноматериалы и волокна
Материал из серии «Информация из монографий МАИР». Том 111, 2020

Основные группы риска населения, их классификация

Фактор риска – это какое-либо свойство или особенность человека или какое-либо воздействие на него, повышающие вероятность развития болезни или травмы. Наиболее важными факторами риска являются пониженная масса тела, небезопасный секс, высокое кровяное давление, потребление табака и алкоголя и небезопасные вода, санитария и гигиена. (ВОЗ)

Окружающая среда и здоровье человека: факторы риска

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человекаэто состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье – одно из основных прав человека. Не менее важным правом является право человека на информацию о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска, то есть их воздействие может привести к развитию болезни.

Фактор риска общее название факторов, не являющихся непосредственной причиной определенной болезни, но увеличивающих вероятность ее возникновения. К ним относятся условия и особенности образа жизни, а также врожденные или приобретенные свойства организма. Они повышают вероятность возникновения у индивидуума болезни и (или) способны неблагоприятно влиять на течение и прогноз имеющегося заболевания. Обычно выделяют биологические, экологические и социальные факторы риска. Если к факторам риска присовокупить факторы, являющиеся непосредственной причиной болезни, то вместе их называютфакторами здоровья. Они имеют аналогичную классификацию.

К биологическим факторам риска относятся генетические и приобретенные в онтогенезе особенности организма человека. Известно, что некоторые болезни чаще встречаются в определенных национальных и этнических группах. Существует наследственная предрасположенность к заболеванию гипертонической болезнью, язвенной болезнью, сахарным диабетом и другими болезнями. Для возникновения и течения многих болезней, в том числе сахарного диабета, ишемической болезни сердца, серьезным фактором риска является ожирение. Существование в организме очагов хронической инфекции (например, хронического тонзиллита) может способствовать заболеванию ревматизмом.

Экологические факторы риска. Изменения физических и химических свойств атмосферы влияют, например, на развитие бронхолегочных заболеваний. Резкие суточные колебания температуры, атмосферного давления, напряженности магнитных полей ухудшают течение сердечно-сосудистых заболеваний. Ионизирующее излучение является одним из онкогенных факторов. Особенности ионного состава почвы и воды, а, следовательно, и продуктов питания растительного и животного происхождения, приводят к развитию элементоз – заболеваний, связанных с избытком или недостатков в организме атомов того или иного элемента. Например, недостаток йода в питьевой воде и продуктах питания в районах с низким содержанием йода в почве может способствовать развитию эндемического зоба.

Социальные факторы риска. Неблагоприятные жилищные условия, многообразные стрессовые ситуации, такие особенности образа жизни человека, как гиподинамия – фактор риска развития многих заболеваний, особенно болезней сердечнососудистой системы. Вредные привычки, например курение – фактор риска возникновения бронхолегочных и сердечно-сосудистых заболеваний. Употребление алкоголя – фактор риска развития алкоголизма, болезней печени, сердца и др.

Факторы риска могут быть существенны для отдельных индивидуумов (например, генетические особенности организма) или для множества особей разных видов (например, ионизирующее излучение). Наиболее неблагоприятно оценивается совокупное воздействие на организм нескольких факторов риска, например одновременное наличие таких факторов риска, как ожирение, гиподинамия, курение, нарушение углеводного обмена, значительно увеличивает риск развития ишемической болезни сердца.

В профилактике возникновения и прогрессирования болезни большое внимание уделяют устранению факторов риска индивидуального характера (отказ от вредных привычек, занятия физкультурой, ликвидация очагов инфекции в организме и др.), а также устранению факторов риска, имеющих значение для популяции. На это направлены, в частности, мероприятия по охране окружающей среды, источников водоснабжения, санитарная охрана почвы, санитарная охрана территории, устранение профвредностей, соблюдение техники безопасности и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье человекаэто состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Здоровье – одно из основных прав человека. Не менее важным правом является право человека на информацию о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска, то есть их воздействие может привести к развитию болезни.

3 Группа Риска У Животных

Ситуация развития общества на современном этапе привносит в жизнь ребёнка ряд угроз и рисков, которые молодой формирующейся личности трудно самостоятельно преодолеть без серьёзных потерь и срывов. Особенно сложно процесс развития и формирования личности проходит у детей «группы риска». По исследованиям Киберева А.А. и Сеньчуковой И.В. наибольшее число рисков и нарушений процесса социализации происходит у детей из неблагополучных (дезадаптированных, дисфункциональных) семей, где дети обделены заботой и вниманием со стороны родителей [11].

К категории дети «группы риска» обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного (отклоняющегося) поведения и т.д. Эта категория является «неофициальной». Внимание к ней значительно возросло только в последнее время [26].

Понятие дети «группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.

Понятие «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. Фактически речь идёт о двух сторонах риска.

С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группа риска» появилось ещё в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволило выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определённую опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

С другой стороны, в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева под понятием «дети группы риска» подразумевают следующие категории детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4) дети из семей нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации [20].

Разные учёные (Е.И. Казакова, В.Е. Летунова, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева) выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребёнка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врождённые свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребёнка, заболевания матери и её образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.)

педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.)

В педагогике и психологии понятие дети «группы риска» употребляется довольно часто. Результаты исследования психологических особенностей детей «группы риска» представлены в работах отечественных и западных психологов: И.В. Дубровиной, Э.А. Минковой, М.К. Бардышевской, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.Л. Лихтарникова и др.

Согласно зарубежной и отечественной статистике в последнее десятилетие значительно увеличивается количество детей с проявлениями дезадаптации к условиям жизни. Причины, объясняющие это явление, самые разные: биологические, социальные и т.д.

Одним из наиболее частых проявлений нарушенных отношений личности с обществом психологи считают пережитые детьми кризисные состояния или экстремальные условия, в которых они не могут с собой справиться и пережить их.

В некоторых исследованиях дается сравнительная характеристика развития детей, оставшихся без родительского попечения Авторы: Дубровина Э.А., Минкова М.К., показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях. Темп психического развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения [9].

Возникновению дезадаптации способствуют или препятствуют особенности личности, условия ее формирования, история сознательных отношений с людьми.

Специалисты выделяют несколько психотравмирующих факторов, нарушающих адаптацию и приводящих к стрессовым ситуациям:

— Шоковые психические травмы, способствующие утрате чувства безопасности. Они отличаются большой силой воздействия, угрожают жизни или благополучию ребенка. Это могут быть нападения животных (особенно собак), появление чужих людей, драки, пьяные попойки со скандалами, избиение или убийство родных или близких в присутствии детей, катастрофы, войны, взрывы, смерть близких, насилие, жестокое обращение с детьми;

— Психотравмирующие кратковременные ситуации, способствующие утрате чувства защищенности. Они непродолжительны, но сильно воздействуют на психику ребенка Это утрата или болезнь одного из родителей, ссоры со сверстниками, чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура), негармоничная семья (распадающаяся, распавшаяся, ригидная, псевдосолидарная и т.д.), перемена места жительства, невозможность соответствовать ожиданиям семьи и т д;

— Постоянные психотравмирующие ситуации, способствующие проявлению беззащитности (затрагивают идеалы, ценности, жизненные ориентиры). К ним можно отнести: семейные конфликты, противоречия в воспитании, неуспеваемость, появление нового члена семьи (отчим, мачеха, брат, сестра), враждебная, жестокая семья, резкая смена типа воспитания, приемная семья, помещение в чужую семью, направление в специальные учреждения, суд, отторжение ребенка из семьи, неспособность справиться с учебной нагрузкой, враждебное отношение родителей, педагогов, смена школьного коллектива, отрыв от семьи;

— Эмоциональная депривация, способствующая нарушению психического развития ребенка. Она заключается в том, что ребенку недостает ухода, заботы и ласки, в результате он не испытывает к родителям привязанности, нарушается его развитие. К этому приводит разлука с матерью, неспособность матери из-за болезни создать эмоциональную, теплую атмосферу, госпитализация ребенка, направление его в детское учреждение, тяжелые заболевания ребенка.

По мнению разных специалистов — медиков, психологов, психиатров, психотерапевтов, невропатологов — дети, перенесшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением от нормальных детей. Очень часто специалисты склонны называть это поведение патологией. Под патологией поведения мы будем понимать не принятый в данной культуре тип поведения, вызывающий страдания, страх, боль, горе у других людей, увеличенный риск соприкосновения со страданиями, смертью или утратой самостоятельности.

Дети дошкольного возраста, растущие без родителей, отличаются от своих сверстников из полноценных семей пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения и конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.

Младшие школьники имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, очень часто они не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка развития мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой и т.д. Все это приводит к отставанию в овладении учебными навыками и качеством учебной деятельности, ее успешности.

У подростков отмечаются трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностность чувств, иждивенчество, привычка жить по указке, сложность в сфере самосознания (от переживания своей вседозволенности до ущербности), трудности в овладении учебным материалом, проявление грубого нарушения дисциплины (бродяжничество, воровство и разные формы делинквентного поведения). Для них характерны отклонения в общении со взрослыми, приводящие к переживанию своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

У детей, переживших травматические, стрессовые и кризисные ситуации, обычно появляется чувство незащищенности, беззащитности. Обнаружить его проявления довольно сложно, так как они чаще всего нетипичные. Такими проявлениями могут быть, например, различные болезни, повышение температуры, головные боли и другие соматические симптомы [9].

По мнению многих исследователей, нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и др.), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно их переживших, но и у очевидцев, и у членов их семей. Посттравматические стрессовые нарушения влияют на всю дальнейшую жизнь человека, изменяют его поведение, поступки.

В практике мы встречаемся со случаями, когда человек перенес травматическую ситуацию и у него проявляются некоторые из перечисленных симптомов. Тогда мы должны давать себе отчет в том, что все это — лишь часть общей картины, ее внешнее проявление. Другая часть, намного большая, это — внутренний — мир человека, который трудно поддается диагнозу, коррекции, но очень сильно влияет на дальнейшую жизнь человека, независимо, в каком возрасте человек перенес травму.

По мнению Е.М. Черепановой (1996), травмирующие события, которые пережил человек, глубоко затрагивают его психику, причиняют настолько сильные страдания, что ответом является бурная отрицательная реакция. Нормальная психика в ситуации переживаемого дискомфорта позволяет человеку изменить свое отношение к окружающему миру, облегчить жизнь, снять психическое напряжение.

Когда у человека нет возможности разрядить возникшее внутреннее напряжение, его психика «сживается» с переживанием травмы, приспосабливается к ней. Симптомы травматического стресса в виде психических отклонений являются способом выживания, связанным с пережитым событием.

По мнению зарубежных психологов, можно объяснить причины психологических травм с точки зрения смерти, свободы, изоляции, бессмысленности. В обычной жизни у человека вырабатывается психологическая защита в виде базовых иллюзий: собственного бессмертия, простоты устройства мира.

У человека меняется восприятие прошлого, настоящего и будущего под воздействием травмы, в результате чего он остается таким же по возрасту, каким был во время получения травмы. Если травма была нанесена в детском возрасте, то человек может не стать психологически взрослой личностью, а остаться инфантильным долгое время Люди, пережившие психологическую травму, чаще совершают самоубийства, увлекаются алкоголем, наркотиками, с ними чаще происходят несчастные случаи.

В 90-х годах стали создаваться во многих регионах и городах страны учреждения нового типа: центры социального здоровья семьи и детей; центры социальной реабилитации трудных подростков; социальные приюты для детей и подростков, вынужденных убегать из семьи из — за жестокого обращения и пьянства родителей; центры психолого-педагогической помощи; «телефоны доверия» и т.п. Каждое из этих социально-педагогических учреждений вносит свой определённый вклад в лечение некоторых социальных болезней общества. Однако практика показывает, что отдельные учреждения социально-педагогической поддержки детей не решают всего комплекса проблем.

Л. Я Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева считают, что главной причиной здесь является отсутствие системных подходов в организации деятельности всей совокупности этих учреждений и объединяемых ими специалистов, а также в подготовке кадров.

Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычное общеобразовательное учреждение), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закреплённые Конвенцией ООН о правах ребёнка и другими законодательными актами, — право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети группы риска не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребёнка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

— Психотравмирующие кратковременные ситуации, способствующие утрате чувства защищенности. Они непродолжительны, но сильно воздействуют на психику ребенка Это утрата или болезнь одного из родителей, ссоры со сверстниками, чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура), негармоничная семья (распадающаяся, распавшаяся, ригидная, псевдосолидарная и т.д.), перемена места жительства, невозможность соответствовать ожиданиям семьи и т д;

Ссылка на основную публикацию