Отбрр По Желательным Признакам Устроняя Животных С Отклонениями От Нормы Является

Содержание

Доместикационные изменения у животных. Перспектива одомашнивания новых видов животных

Дикие предки и родичи домашних животных. Изменение животных под влиянием одомашнивания: величина и формы тела, масть и волосяной покров, плодовитость. Характерные признаки доместикации. Изучение происхождения и эволюции сельскохозяйственных животных.

Рубрика Сельское, лесное хозяйство и землепользование
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.03.2020
Размер файла 61,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В процессе одомашнивания многие, условные рефлексы у животных угасали и заменялись новыми; создавались новые реакции организма на изменившиеся условия внешней среды, новые нормы поведения животных и т. д. В соответствии с этим вырабатывались и новью приспособительные реакции животных, изменялись функции отдельных органов и организма в целом, а также внешнее н внутреннее строение животных, утрачивался характер диких предков; поведение домашних животных и их темперамент стали более спокойными. Вместе с тем в пределах того или иного вида эти изменения выражены неодинаково: у животных современных заводских пород в большей степени, у представителей пород примитивных — в меньшей. У животных же заводских пород, принадлежащих к разным видам подобные изменения также не тождественны; например, у домашних собак и лошадей нервная деятельность («умственные» способности) стала более высокой, что связано с характером использования этих животных и требованиями человека к их нервной деятельности.[6,21,16,12]

Меньше в темпераменте и поведении утратили в домашнем состоянии козы (лучшими вожаками в отарах овец являются козлы, а не бараны), а домашние свиньи и особенно овцы в наибольшей степени утеряли самостоятельность и стали беспомощными; у овец еще больше развилось чувство стадности. Об этом же свидетельствуют и факты сравнительно легкого одичания и самостоятельного существования домашних животных почти всех видов (лошади, крупный рогатый скот, свиньи, собаки, верблюды и т.д.), за исключением овец, случаи одичания которых неизвестны.

4. Причины доместикационных изменений

Повышенная изменчивость домашних животных и те огромные преобразования, которые претерпели они в процессе одомашнивания, объясняются изменением условий их жизни, а также целесообразной деятельностью человека. В условиях домашнего хозяйства животные стали меньше двигаться, иным стало их питание: на первых порах оно ухудшилось, по сравнению с питанием в диком состоянии, так как в условиях ограниченного движения животные были лишены возможности свободно выбирать растения, в наибольшей степени соответствующие требованиям их организма. Определенные изменения, естественно, произошли и в обмене веществ. Вследствие всего этого трансформировалась несколько деятельность центральной нервной системы, расшатывалась наследственность (в результате накопления многочисленных наследственных изменений), появились заметные уклонения в развитии, а следовательно, повышалась в различных направлениях изменчивость и лабильность одомашниваемых животных,

По мнению Ч. Дарвина, все органические существа, подвергнутые в продолжение нескольких поколений каким-либо переменам в окружающих условиях, склонны изменяться. Так как одомашненные животные оказываются под воздействием более разнообразных условий внешней среды, чем дикие, изменчивость их значительно выше, а следовательно, и возможностей для отбора в любом направлении среди домашних животных больше, чем среди диких. Ч. Дарвин отмечал, что одомашненные животные более изменчивы, чем органические существа, которые никогда не выходили из-под влияния естественных условий.[6,10,19,20]

Повышению изменчивости домашних животных способствовали и скрещивания, ставшие более частыми при развитии обмена и торговых сношений. Охрана домашних животных от хищников привела к ослаблению и частичной утере ими многих защитных рефлексов и к изменению, их поведения. Наряду с повышенной изменчивостью в силу тех же несколько необычных условий существования иным стало и направление естественного отбора.

В заключение появился и совершенно новый действенный фактор эволюции домашних животных, какого не было в условиях существования их диких предков, — искусственный отбор, осуществляемый человеком. Ко всему процессу изменчивости и созданию человеком многообразных пород домашних животных, ко всей их эволюции до некоторой степени применим отмеченный еще Ф. Энгельсом закон: ускорения пропорционально квадрату времени, т. е. чем дальше идет процесс в своем развитии, тем быстрее он совершается.[5,6,15]

Действие на организм условий среды со всеми ее разнообразными элементами настолько сложно и многообразно, что трудно выяснить и учесть влияние каждого из них. Так как изменения, происходящие в организме под влиянием новых условий жизни, являются результатом воздействия не одного какого- либо ее элемента, а целого их комплекса.

До сих пор накоплено еще сравнительно мало знаний о конкретном влиянии отдельных элементов среды. Поэтому чаще приходится иметь дело с суммарным действием на организм целого комплекса различных факторов: климата, температуры, влажности, солнечного освещения, силы и направления ветров, барометрического давления, осадков, электрического напряжения атмосферы, почвенно-топографических условий, характера питания и т.д. По отношению к сельскохозяйственным животным в понятие среды, помимо климато-географических факторов, включаются хозяйственные условия животноводства и уровень его техники (особенности кормления и содержания животных и ухода, характер помещений для них, уровень племенной работы и т.п.). Следует, однако, отметить, что не все элементы внешней среды имеют одинаково существенное значение для организма.[6,16,21,22]

Из общего комплекса элементов среды необходимо выделить те условия, без которых организм не может нормально существовать. Знание этих условий, а также тех требований, которые данный организм к ним предъявляет, помогает нам делать соответствующие условия иными, изменять направление развития по желательному пути, а при накоплении отбором желательных наследственных изменений изменять также наследственность животных в нужном направлении.

С самых ранних стадий развития и на протяжении всей жизни животный организм находится в известных, исторически сложившихся взаимоотношениях со средой. Более того, самое развитие организма (его онтогенез), так же как и вся эволюция вида (филогенез), есть непрерывный процесс взаимосвязи организма со средой. Среда, в самом широком смысле слова, является причиной многообразных изменений в организме. Она прямо или косвенно создает огромное разнообразие живых форм, подвергающихся естественному или искусственному отбору. В процессе приспособления к различным экологическим и хозяйственно-историческим условиям и под действием творческой деятельности человека домашние животные приобрели те морфологические и физиологические особенности, какие мы у, них наблюдаем.

Большое разнообразие современных пород животных есть результат сознательной деятельности человека, изменяющего и направляющего эволюцию домашних животных посредством искусственного отбора и создания условий среды, способствующих развитию полезных ему признаков. Человек, одомашнив животных и взяв их под свою защиту, в значительной мере ослабляет действие естественного отбора, снимает его ведущее значение, изменяет его направление; в результат те многие вновь возникшие формы, неспособные выжить в естественной обстановке, в условиях домашнего хозяйства могут сохраняться и эволюционировать дальше под непосредственным контролем человека.

Совершенно иными по характеру становятся изменения, возникающие у одомашненных животных по сравнению с таковыми у их диких предков, особенно на более высоких ступенях развития общества, когда человек, подмечая легкие и вначале малозаметные уклонения в желательную для него сторону, создает условия, способствующие усилению этих уклонений у отдельных особей и их потомков. Здесь на первый план выступает новый творческий фактор — искусственный отбор, действие которого сводится к усилению и накоплению возникших под влиянием новых условий жизни полезных человеку наследственных изменений, к дальнейшему развитию и закреплению этих изменений. При искусственном отборе для дальнейшего разведения оставляют не то, что биологически более приспособлено к естественным условиям существования, а то, что нужно человеку, что более соответствует его целям и тем новым условиям, в которые попадают домашние животные. С помощью искусственного отбора человек сознательно управляет эволюцией домашних животных.[2,8,17]

Путем длительного, вначале бессознательного, а со временем более планомерного, направленного к определенной цели методического отбора и подбора одомашниваемые животные претерпели те огромные изменения, которые резко отличают их от диких предков. Измененные условия существования и сознательное сочетание при спаривании животных с различными признаками во много раз увеличивают изменчивость и изменяют ее характер. Накопленные веками изменения преобразуемых при одомашнении животных становятся все более разнообразными. В каждом поколении происходят новые изменения, и возможности для создания более совершенных форм — расширяются. Этот ускоряющийся процесс нарастания разнообразных наследственных изменений обеспечивал эффективный отбор в разных направлениях.

Не отрицая существенного влияния на индивидуальное развитие и эволюцию домашних животных природных условий, следует особо подчеркнуть роль человеческого труда в деле выведения многочисленных пород домашних животных с помощью искусственного отбора и создания условий, обеспечивающих развитие организма в нужном направлении. Человеческий труд, целенаправленный отбор и обоснованный подбор животных в конкретных условиях существования явились решающим фактором в создании пород домашних животных.

Развитие производительных сил и производственных отношений, т. е. социально-экономические условия, определяет в конечном итоге пути эволюции домашних животных.[6,12,13,18,21,22]

5. Характерные признаки доместикации животных

Степень доместикации различных видов животных может быть различной в зависимости от потребностей человека. В процессе доместикации, под влиянием новых условий среды и искусственного отбора у животных появились признаки, отличающие их от диких сородичей, причем тем более значительные, чем больше труда и времени затрачивал человек на получение животных с необходимыми ему свойствами. Вместе с тем, как пишет Дориан К. Фуллер из Института археологии Университетского колледжа, Лондон (UCL), «все одомашненные животные имеют определенные характерные признаки (хотя и не обязательно, чтобы все домашние животные имели все из нижеперечисленных признаков одновременно)».

К характерным признакам доместикации животных относятся:

* изменение в размере: укорочение конечностей, у крупных животных — уменьшение размеров тела, у мелких — возможно увеличение в размере и более широкая морфологическая вариативность различных частей тела;

* большая покорность, послушание, понятливость, а также большая длительность ювенильных характеристик у животных, неотения (эволюционный процесс развития, в результате которого детские формы поведения сохраняются и во взрослом возрасте);

* нарушение дикого типа системы спаривания, утрата доминирования самцов, снижение полового диморфизма;

* изменение распределения жира, сокращение мышечной массы;

* изменения в типе шерсти и шерстного или перьевого покрова;

* изменение окраса, ослабление значения природной защитной окраски

Видимо, первыми шагами (нецеленаправленными) по одомашниванию животных, можно считать выращивание самками какого-либо вида детёнышей других видов (известные случаи для некоторых видов обезьян). Ещё не имеющие своих собственных детёнышей самки, не имея возможности забрать детёнышей у других самок, могут забирать, например, щенков. Щенки вырастают с обезьяньим стадом и помогают отгонять чужаков (охрана).

6. Изучение происхождения и эволюции сельскохозяйственных животных

К группе физиологических методов следует отнести изучение биохимических свойств белков крови (реакций преципитации, агглютинации и т.д.) сравниваемых животных с целью установления их филогенетического родства. Для изучения происхождения и эволюции сельскохозяйственных животных используются также археологический и этнографический методы. Материалы, добытые археологами, дали возможность установить, какие животные имелись в одомашненном состоянии у наших далеких предков, какой образ жизни вели эти предки и для каких целей они пользовались своими домашними животными.

Этнографы, изучающие жизнь, быт, культуру современных народностей, обнаружили племена, у которых одомашнивание диких животных происходило сравнительно недавно и животноводство в настоящее время стоит еще на очень низкой ступени. Это позволяет, хотя бы в общих чертах, судить и о том, как в свое время происходило одомашнивание животных у наших доисторических предков.

Для решения вопроса об очагах первоначального приручения и одомашнивания диких животных используются материалы зоогеографии и экологии о географическом распространении и основных ареалах диких видов, родственных домашним животным. Там, где не было и нет диких родичей домашних животных, там и не могло быть их приручения и одомашнивания. Определение очагов одомашнивания затрудняется, однако, тем, что древние (времен одомашнивания) ареалы часто не совпадают с ареалами современными и что многое из диких родичей, жившие в те далекие времена, вымерли. В таких случаях решению задачи помогают данные палеонтологии и археологии.[2,6,21]

Зоогеографические и экологические исследования позволяют находить связи вымерших и ныне живущих форм животных с географическими ландшафтами (степи, леса, горы и т. д.). При этом легче решаются вопросы о происхождении и очагах одомашнивания животных малых ареалов и с узкой приспособляемостью (степоадаптивных; например, буйволы, яки), чем происхождение и очаги одомашнивания животных обширных ареалов и способных существовать в разнообразных условиях внешней среды (эвриадоптивных: например, овцы, крупный рогатый скот).

Важные сведения о происхождении, одомашнивании и использовании животных древним человеком дают наскальные рисунки и ископаемые остатки изобразительного искусства. По остаткам изобразительного искусства, найденным в раскопках древних поселений и городов, можно определить время, к которому относятся эти остатки, сулить о внешнем виде и размерах диких и домашних животных, о технике ловли и приручения диких форм и даже о характере использования животных древним человеком. Таким образом, исследование происхождения отдельных видов домашних животных сводится к: изучению сельскохозяйственных животных современных пород данного вида сравнительно-анатомическим и физиологическим методами; установлению степени родства между животными существующих пород и близкими им дикими формами скрещиванием их между собой и биохимическим изучением особенностей белков крови; изучению многообразия современных домашних животных и диких форм и очагов их происхождения и одомашнивания с привлечением данных археологии и этнографии; выявлению связи современных животных с историческими и доисторическими формами по найденным черепам, другим костным остаткам, изображениям и т. д.; непосредственному отысканию прародителя животных того или иного вида на основе материалов, добытых указанными приемами, путем сравнения современных основных форм с дикими представителями того же рода.[2,6,10,8.21,22]

Около 40 видов домашних животных (включая домашнюю птицу) обеспечивают приблизительно 40% потребностей современного человечества в мясе, молоке, яйце, волокне, тягловой силе, коже, удобрениях и формируют необходимый компонент для многих смешанных систем сельского хозяйства. Чтобы полнее удовлетворить эти потребности не только существующего, но и будущего человечества, необходимо создать устойчивую структуру, способствующую увеличению производительности, повышению эффективности производства и улучшению качества продукции животноводства.

Разновидности домашних животных, созданные в процессе доместикации за 12 000 лет, являются основой производства продовольствия и ведения сельского хозяйства. Благодаря управляемому размножению животных и расширению земледелия были одомашнены разные виды животных и создано множество пород, позволяющих обеспечить увеличивающиеся человеческие потребности и гарантировать жизнеспособность человеческих общин. В результате взаимодействия двух факторов — отбора и использования лучших генотипов среди доступных животных и влияния окружающей среды через дифференциальное воспроизводство и выживание родительских животных — были созданы породы, приспособленные к местным климатическим и экономическим условиям.

На современном этапе важнейшим условием устойчивого экономического развития стран, обеспечения их населения продовольствием и сырьем, защиты среды обитания и здоровья людей являются сохранение и мобилизация генетического разнообразия животного и растительного мира.

Однако вследствие отрицательного воздействия многочисленных антропогенных факторов в настоящее время наблюдается массовая потеря генетических ресурсов как представителей дикой флоры и фауны, так и культивируемых видов животных и растений.

Генетическое разнообразие животных позволяет животноводам выбирать и создавать новые породы в ответ на изменение условий окружающей среды, угрозы болезней, новые знания в области требований к пище, изменения рыночных условий и социальных потребностей, причем некоторые из них в значительной степени непредсказуемы. Предсказуемым является спрос человечества на продовольствие. По текущей норме прироста населения в течение второго десятилетия этого столетия потребление продовольствия и изделий сельского хозяйства будет эквивалентно показателю за прошлые 10 000 лет. Эту потребность будут чувствовать наиболее остро в развивающихся странах.

В сложившейся ситуации проблемы дефицита продовольствия и сырья для обеспечения потребностей стремительно увеличивающегося населения Земли можно решать за счет широкого использования селекционно-генетических и биотехнологических достижений.

Бурно развивающаяся биотехнология будет способствовать разработке новых методик сохранения генов. Использование рекомбинантной ДНК, манипуляции с эмбрионами, клонирование нужных генов той или иной породы станут когда-нибудь рутинными методами. При этом можно не сомневаться в важности консервации генетических ресурсов, если представить себе использование в будущем хотя бы одной методики — создание трансгенных животных. Банки генов будут играть важную роль, если гены, отвечающие за такие признаки, как способность к адаптации, устойчивость к местному климату и паразитам, можно будет использовать для создания таких животных. И тогда лишь те страны, которые обеспечили охрану своих национальных генетических ресурсов, смогут создавать трансгенных животных, отвечающих их специфическим потребностям.

Усовершенствование домашних животных для удовлетворения потребностей человечества зависит от наличия генетического разнообразия видов. Критерием этого разнообразия является наличие разных пород, которые представляют основной материал для селекционеров и являются основой для приспособления домашних животных к нашим потребностям. Потеря разнообразия ограничит выбор для удовлетворения непредсказуемых требований будущего и сузит возможности восстановления и приспособления новых популяций к мутациям. Каждая порода отличается уникальным набором генов и является продуктом мутации и генетического дрейфа, адаптации и эволюции в течение многих столетий с различным давлением отбора в сочетании с климатом, местными паразитами и болезнями, доступной пищей и критериями, применяемыми человеком.

Рекомендуем прочесть:  Заразны Ли Лямблии У Собак

В течение 1980-х гг. проблема сохранения и использования генетических ресурсов стала одной из важных в большинстве стран мира.

В 1990 г. 98-я сессия совета Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), состоявшаяся в Риме, рекомендовала подготовить на глобальном уровне детальную программу сохранения генетических ресурсов животных. Была создана экспертная комиссия по управлению и развитию глобальной программы генетических ресурсов животных с филиалами в Азии, Европе, Северной и Латинской Америке, в Карибском регионе, на Ближнем Востоке и в странах бывшего СССР. Созданы два мировых компьютерных банка данных, охватывающие 40 видов домашних животных: один под эгидой ФАО в Италии (Рим), другой — под патронажем Европейской ассоциации животноводов (ЕАЖ) в Германии (Ганновер). В последние годы к этому вопросу активно подключилась Международная организация по учету различных видов и пород животных (ICAR), накоплен определенный опыт в развитых странах, ведется большая организаторская работа и в развивающихся странах. В ряде государств собраны уникальные коллекции исчезающих пород животных на частной, государственной и смешанной основе.

1. Алентаев А.С. «Использование генофонда скота голштинской породы в молочном скотоводстве России и Казахстана»: монография для специал., руков. хоз. / А.С. Алентаев, Е.Ю. Савельева. — М.: МСХА, 2020.

2. Алтухов Ю.П. Генетические процессы в популяциях: научное издательство. — М. «Наука», 1989.

3. Балакирев Н.А. «Кролиководство» — М. «Колос», 2020.

4. Банников А.Г., Флинт В.Е. Отряд парнокопытных // Жизнь животных. — Т. 7., М. «Просвещение», 1989.

5. Борисенко Е.Я «Разведение с/х животных» — М, «Колос», 1967.

6. Генетические основы селекции животных: учеб. для научн. работн. аспирантов. и специалистов. Под общ. ред. Н.П. Дубинина. -М. «Наука», 1969.

7. Гордон А. «Контроль воспроизводства с/х животных» — М. «Агропромиздат»,1988.

8. «Жизнь животных» под ред. Наумова С. П. и Кузякина А. П. — М, «Просвещение», 1971.

9. Завертяев Б.П. Биотехнология в воспроизводстве и селекции крупного рогатого скота для научн.раб.-генетиков и селекционеров / Б.П. Завертяев. — Л.: «Агропромиздат», 1988.

10. Калашникова Е.А. «Практикум по сельскохозяйственной биотехнологии». — М. «Колос», 2020.

11. Козлов С.А. «Практикум по коневодству». — СПб. «Лань», 2020.

12. Косилов В.И. и др. «Рациональное использование генетических ресурсов красного степного скота для производства говядины при чистопородном разведении и скрещивании». — М., 2020.

13. Косилов В.И. Создание помесных стад в мясном скотоводстве: монография для преп., научн. сотр. студ. аграрн. вузов / В.И. Косилов, С.И.

Мироненко. — М. «ООО ЦП Васиздаст», 2020.

14. Кочишь И.И. «Птицеводство», — М.: КолосС, 2020.

15. Красота В.Ф. «Разведение с/х животных» — М. «Колос», 1983.

16. Племенная работа: Справочник / Н.Г. Дмитриев, Н.З. Басовский, Б.В. Александров и др.; сост.: Н.Г. Дмитриев, Н.З. Басовский.- М, «Агропромиздат», 1988.

17. Повышение мясной продуктивности овец методом промышленного скрещивания: рекомендации / В.П. Лушников, А.В. Молчанов. — Саратов: 2020.

18. Погодаев В.А. «Практикум по свиноводству», — Ставрополь, 2020.

19. Радионов Г.В. «Скотоводство», — М., 2020.

20. Разведение с основами частной зоотехнии: уч. для вузов / Под общ. ред. проф. Н.М. Костамахина. — Спб. «Лань», — 2020.

21. «Сельскохозяйственный энциклопедический словарь» — М, 1989.

22. Шевхужев А.Ф. «Технологические основы разведения и содержания молочного скота». — Черкесск, 2020.

23. Щеглов Е.В., Попов Е.В. » Разведение с/х животных»: — М. «Колос», 2020.

24. Фисинин В.И. «Мясное птицеводство». — СПб. «Лань», 2020.

Бурно развивающаяся биотехнология будет способствовать разработке новых методик сохранения генов. Использование рекомбинантной ДНК, манипуляции с эмбрионами, клонирование нужных генов той или иной породы станут когда-нибудь рутинными методами. При этом можно не сомневаться в важности консервации генетических ресурсов, если представить себе использование в будущем хотя бы одной методики — создание трансгенных животных. Банки генов будут играть важную роль, если гены, отвечающие за такие признаки, как способность к адаптации, устойчивость к местному климату и паразитам, можно будет использовать для создания таких животных. И тогда лишь те страны, которые обеспечили охрану своих национальных генетических ресурсов, смогут создавать трансгенных животных, отвечающих их специфическим потребностям.

Глава 2 СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ

Понятие «социальная норма» • Нормы в психологии • Виды социальных норм и механизмы их функционирования • Соци­альные отклонения

Понятие «социальная норма»

Понятие нормы является исходным для изучения любых девиа­ций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение — это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то послед­ние заслуживают специального рассмотрения.

Одним из основных условий существования любой системы выступает ее способность поддерживать состояние некоего равно­весия.

История человечества приводит убедительные примеры того, что беспорядок неизбежно переходит в разрушение, и, напротив, стремление к упорядочиванию и согласованию может быть гаран­тией существования общества и жизни вообще. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в со­стоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В обществе одновременно сосуществуют различные нормативные субкультуры — от научных до криминальных.

В целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма»правило, образец, пред­писание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения сис­тем. Социальные нормы являются одним их видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия лю­дей. Социальная норма — совокупность требований и ожиданий, ко­торые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отно­шений [7, с. 29].

Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в кон­кретном обществе интервал дозволенного или обязательного по­ведения людей, а также социальных групп и организаций. В отли­чие от естественно-научной социальная норма может соответство­вать и не соответствовать объективным законам развития. В послед­нем случае аномальна сама норма (как, например, законы тотали­тарного общества) и нормальны отклонения от нее. Вследствие этого социальные отклонения могут быть не только негативными, нарушающими функционирование системы, но и позитивными,

стимулирующими ее прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества.

При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историч­ность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свой­ства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для вы­полнения со стороны всех людей и в любой ситуации.

Особую трудность представляет такое свойство социальной нор­мы, как ее относительность и динамичность. История изобилует примерами различных культурных предписаний для одного и того же явления. Так, требования к внешнему облику человека, наиболее ярко выраженные в моде, меняются буквально на наших глазах. Другой яркий пример — радикальные изменения в полоролевом поведении женщин в ряде стран. Установки на сексуальное поведе­ние также изменяются подчас на противоположные. Например, в истории европейских государств мы можем проследить следующие метаморфозы: от полигамии и оргазстической культуры Древнего мира — через жесткие запреты Нового времени — к сексуальной революции последних десятилетий, вплоть до полной свободы в интимных отношениях и узаконивания гомосексуальных браков.

Перечисленные свойства социальных норм нередко порождают в индивидуальном сознании негативные чувства — от простого непонимания до открытого протеста. Конфликт между интересами личности и репрессивной природой норм несколько сглаживается процессами гуманизации. В современных развитых государствах от­мечается тенденция усиления лояльности общества к проявлени­ям индивидуальности.

В целом, несмотря на относительность и внутреннюю противо­речивость, социальные нормы играют неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества. Они создают нормативно-одобряе­мое поле деяний, желательных для данного общества в данное вре­мя, тем самым ориентируя личность в ее поведении. Они выполня­ют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его. Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непре­рывно действуют.

Нормы в психологии

Социальные нормы могут образовываться стихийно (например, ввиде традиций) или целенаправленно (например, в форме зако­нов, официальных предписаний или запретов). Существует еще один путь — научного определения нормы.

В психологии для научного определения понятия «норма» ис­пользуются различные способы. Наиболее простой и распростра-

ненный — негативный подход. В соответствии с ним нор­мальный (или здоровый) человек тот, у кого отсутствуют анома­лии. По справедливому замечанию Б. С. Братуся, «тем самым мы едва лишь очерчиваем границу круга, в котором следует искать специфику нормы, однако на эту специфику никак не указывая» [3,с. 10].

Позитивный подход, напротив, нацелен на выявление образца с желательными качествами. Для получения эталона (ус­ловной группы людей без аномалий) чаще всего применяют мето­ды математической статистики. Статистическая норма выглядит как средний показатель. Это то, что присуще большинству (не ме­нее чем половине) людей в популяции. При этом «усреднение» людей порождает немало казусов и проблем. Обыгрывая эту про­блему, Ч.Ломброзо (не без доли черного юмора) описывал «нор­мального человека» как индивида, «обладающего хорошим аппе­титом, порядочного работника, эгоиста, рутинера, как терпели­вое, уважающее всякую власть домашнее животное» [3, с. 8].

Другая, критериальная, норма основана на социально-норма­тивном критерии. Она существует преимущественно в форме тре­бований (задач) различной степени трудности. Например, «хоро­шим» гражданином может считаться человек, соблюдающий нор­мы закона, а «нормальным» работником является тот, кто хорошо справляется с профессионально-квалификационными требовани­ями. Другой вариант критериально-ориентированных норм — это школьная программа. В соответствии с образовательными стандар­тами (требованиями к знаниям и умениям) все учащиеся условно делятся на «справляющихся» с ней и «несправляющихся», т.е. не­успевающих.

Наконец, норма может быть идеальной — в виде обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивающих его прогрессивное развитие. Вбирая в себя луч­шие черты «замечательных» людей, идеальная норма выступает преимущественно в форме идеалов — вдохновляющих образцов для подражания. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции пове­дения человека и жизни общества. Мнение, что позитивные идеа­лы в наибольшей степени, чем что-либо другое, обеспечивают духовное здоровье личности, уходит корнями в историю челове­чества.

Еще выдающийся мыслитель античности Платон (427—347 гг. до Р.Х.) утверждал, что люди живут в мире идей, которые управ­ляют их поведением. Идеи воплощают в себе неизменную сущность всех вещей. Идеи одновременно являются идеалами. В каждом че­ловеке заложено страстное стремление (эрос) к постижению идей. Наивысшая идея — идея блага — отражает взаимосвязь других идей. В этике Платон исходит из того, что только деятельная, руководи-

мая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т.е. добро­детели. Добродетель представляет собой порядок и гармонию души. Платон различал четыре основные добродетели: мудрость, муже­ство (смелость), благоразумие (самообладание) и справедливость. Он подчеркивал, что не все люди способны достичь знания, т. е. добродетели, тогда их нужно направлять. В целом же идеалы, по Платону, — абсолютный и общезначимый фундамент норм [23].

Идея тесной связи «нормальности» человека с его добродетель­ностью пронизывает всю человеческую культуру. Эрих Фромм на­зывал добродетелью ответственность человека по отношению к сво­ему существованию, а пороком — безответственность. Цель челове­ческой жизни, по Э. Фромму, следует понимать как раскрытие всех своих сил в соответствии с законами своей природы [19, 20].

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что нормаль­ность и аномальность каждого человека формально определяются степенью преобладания в его личности того или иного идеального типа [21]. В данном случае термин «идеальный» имеет иное значе­ние и подразумевает один из нескольких вариантов абстрактных типов личности, принятых в науке за ориентиры.

Таким образом, при специальном изучении норма как единый образец поведения для всех людей выглядит как некая абстрактная схема, слабо связанная с многообразием реальной психической жизни и временами доходящая до абсурда. Выдающийся отечествен­ный клиницист П. Б. Ганнушкин называл гармонические натуры по большей части плодом воображения, замечая, что у каждого человека можно найти, например, психопатические черты [4]. Ге­ниальный исследователь человеческой души Ф.М.Достоевский в романе «Идиот» раскрыл всю трагичность и нелепость «идеально­го человека — князя Мышкина», его несовместимость с реальным миром людей.

Современная психология — это прежде всего наука о лично­сти, поэтому понятие психологической нормы связано с вопро­сом о нормальности личностного развития. Пожалуй, чаще всего благополучие личности связывается с такой социально-психоло­гической ее характеристикой, как способность адаптироваться к социальной среде. Однако, с точки зрения ряда авторов, например Э. Фромма, адаптация к жизни в обществе не может являться на­дежным критерием нормы и аномалии личности, так как она мо­жет предполагать навязывание человеку чуждых ему ценностей и отказ от своей личности [19, с. 122].

В свою очередь В. Франкл основными признаками личностного здоровья называл духовность, свободу и ответственность. При этом «чем более специфичен человек, тем менее он соответствует нор­ме — как в смысле средней, так и идеальной. Неповторимость че­ловеческой личности обнаруживает свой внутренний смысл в той роли, которую она играет в целостном сообществе» [18, с. 197].

Благодаря вкладу гуманистической психологии, наши представ­ления о развитии личности вышли за границы процесса социаль­ной адаптации. Они существенно пополнились таким важным про­цессом, как индивидуация. Последняя включает познание, приня­тие, развитие и реализацию своей индивидуальности. По теории К. Роджерса у здоровой личности доминирует установка на процесс самоактуализации — актуализации врожденного стремления чело­века к росту и развитию своей личности в соответствии с тем, какой она является по своей природе и возможностям [15].

Следуя установкам гуманистической психологии, Б. С. Братусь описывает нормальное развитие человека как развитие, которое ведет его к обретению родовой человеческой сущности. Человеческая сущность проявляется в следующих характеристиках: отношении к другому человеку как самоценности, способности к любви и твор­честву, целетворящем характере жизнедеятельности, потребности в позитивной свободе (не от чего-то, а для чего-то), способности к свободе волепроявления, внутренней ответственности перед со­бой и другими, обретении смысла жизни. Развитие с противопо­ложными проявлениями будет аномальным [3].

Другой подход рассматривает успешное развитие сквозь призму интрапсихическиххарактеристик. Например, К. Юнг описывал нор­мальную личность с точки зрения интегрированной самости, т. е. личности как целого. Интегрированная самость отличается равно­весием между сознательным и бессознательным, адекватностью ценностей личности объективным условиям жизни, согласием с самим собой, самоосуществлением [22].

В психоанализе нормальное развитие предполагает достижение оптимального равновесия между Я, Оно, Сверх-Я и силами внеш­него мира. Психологическое равновесие всегда нестабильно. И все же в норме Я должно быть достаточно сильным, чтобы справлять­ся с требованиями Оно, с жесткостью Сверх-Я, с жизненными фрустрациями и тревогой [21].

Мы видим, что возможны самые различные подходы к опреде­лению как психологической, так и социальной нормы вообще.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Идея тесной связи «нормальности» человека с его добродетель­ностью пронизывает всю человеческую культуру. Эрих Фромм на­зывал добродетелью ответственность человека по отношению к сво­ему существованию, а пороком — безответственность. Цель челове­ческой жизни, по Э. Фромму, следует понимать как раскрытие всех своих сил в соответствии с законами своей природы [19, 20].

Психологические отклонения у человека: виды, признаки и симптомы

Говоря о наличии тех или иных психологических отклонений у человека, мы подразумеваем, что существует некое противоположное состояние, которое является нормой. Но вот четко определиться с тем, что же она представляет собой, довольно сложно.

Ведь конкретного понятия психологических отклонений или психологического здоровья человека не существует. Ничего необычного или странного в этом нет. Подобное понятие напрямую зависит от большого количества факторов, которые, как правило, являются субъективными.

Определение «нормальности» личности

В первую очередь необходимо ответить на вопрос, какие факторы оказывают существенное влияние на само понимание нормы в психологии. Их всего два. Среди этих факторов находится сама личность, а также общество, в котором живет человек. Рассмотрим их подробнее.

Социальные стереотипы

Те или иные психологические отклонения личности становятся очевидными, если рассматривать поведение человека со стороны общества. Ведь в нем существуют определенные социальные стереотипы. Они и определяют ту грань, которая существует между ненормальным и нормальным поведением индивида.

Тем не менее и здесь можно обнаружить множество нюансов. Как и в каждом специфическом сегменте, входящем в социум, норма поведения может иметь значительные отклонения. Например, тем, кто живет в российской глубинке, совершенно естественно знать не только в лицо, но и по имени всех соседей по дому. Совсем иначе обстоит дело в крупных городах. Здесь не обязательно и даже просто не принято здороваться с соседом по подъезду.

Таким образом, социальный стереотип является наиболее распространенным воззрением той или иной группы людей. Они решают, каким должно быть поведение члена указанной группы или того, кто в нее не входит. Нередко такие воззрения распространяются как на внешние проявления поведения человека, так и на его психологическое состояние в той или иной ситуации.

Личностный фактор

У каждого человека существует еще и собственное отношение к той реакции, которую он проявляет на конкретные жизненные события. Подобный фактор является личным стереотипом, выражающимся в представлении индивида о том, как он должен вести себя в определенной ситуации и что он должен чувствовать при этом.

Например, если человек, видя страдания другого, начинает испытывать удовольствие, и у него при этом не возникает желания помочь, то это самой личностью может восприниматься в качестве отклонения от нормы. В таком случае может возникнуть разочарование. Человек считает, что он плохой, и должен быть другим. Подобную ситуацию можно объяснить стереотипами, предписывающими не только правильное поведение, но и ощущения. Таким образом, если вопрос относится к определенной личности, то основы понимания психологических отклонений от нормы и самой нормы кроются в ожидании определенного типа поведения. Все что соответствует таким ожиданиям, индивидом расценивается как норма, а то, что нет – как отклонение от нее.

Рекомендуем прочесть:  Как пропить кота ивермек от глистов

Если рассматривать этот вопрос с точки зрения общества, то здесь все происходит по аналогичной схеме. Единственная разница заключается в том, что судьей в этом случае является социум, а не отдельная личность.

Критерий для определения психологической нормы

При рассмотрении вышесказанного становится понятно, что отклонения личности выявляются как с точки зрения общества, так и с позиции самого человека. Однако и в том, и в другом случае важнейший признак несоответствия норме – это то разочарование, которое возникает из-за несоответствия ожиданиям. Именно дискомфорт, появляющийся в результате конфликта между действительностью и социальными ожиданиями, считается фактором, разграничивающим норму от того, что психологи называют личностным расстройством.

Истоки проблемы

В психологии расстройство личности рассматривается в двух аспектах. Одним из них является социальное взаимодействие индивида с обществом. Что подразумевается под этим понятием? Это те особенности поведения конкретного человека, которые приводят к социальным проблемам или к психологическому дискомфорту. Второй аспект заключается в отклонении от нормы самой личности. Подобные особенности поведения человека также приводят к проблемам и к психологическому дискомфорту. Однако в этом случае больше всего страдает сам индивид.

Разумеется, понятия «дискомфорт» и «проблема» в этом случае имеют довольно широкие границы. Так, индивид может испытывать состояние либо легкой тревоги, либо тяжелой депрессии. С точки зрения общества все выглядит совершенно иначе. Для него проблема рассматривается в виде реальной угрозы при откровенно преступном поведении индивида либо в виде тех небольших проблем, которые представлены в форме неподобающей манеры поведения. И в том, и в другом случае психологические отклонения у человека непременно выражаются в личностных особенностях его самого.

Причины возникновения расстройств

Как правило, психологические отклонения личности проявляются в ее когнитивной или мыслительной деятельности. Также они видны в сфере восприятия окружающего мира и в эмоциональной реакции на отношения с окружающими.

Психологические отклонения личности могут иметь врожденный характер. В таком случае их проявление происходит у человека на протяжении всей его жизни. Определенные социально-психологические отклонения формируются в те или иные периоды взросления индивида. Это может быть, например, ранний или подростковый возраст. Отклонения в психологических особенностях человека вызывают самые различные причины. Они рассматриваются начиная от патологий головного мозга и заканчивая теми, которые вызваны сильнейшими стрессовыми переживаниями, такими, как, например, психологическое или физическое насилие.

Согласно данным статистики, в своей легкой форме личностные отклонения выявляются приблизительно у 10 % взрослых людей. Стоит иметь в виду, что подобная проблема требует внимания специалиста.

Факторы риска личностных патологий

Психологические отклонения несут в себе множество проблем. Одной из самых распространенных из них является психологический дискомфорт. В свою очередь, и он может быть выражен в самых различных степенях и вызывать негативные последствия. Причем возникающие проблемы бывают как внутренними, так и поведенческими. Среди них можно отметить повышенную склонность к суициду, а также к формированию алкогольной и наркотической зависимости, антисоциальное, а порой даже и преступное поведение. Нередко психологические проблемы становятся причиной тяжелых депрессий, а иногда они провоцируют специфические патологии психики, такие, как например, шизофрения или обессивно-компульсивное расстройство. И, конечно, такие люди создают немало проблем как себе, так и окружающим.

Признаки отклонений личности

Каковы симптомы несоответствия человека психологической норме? Прежде всего здесь имеется в виду поведение личности, которое является неадекватным, если рассматривать его с точки зрения появившейся проблемы. Основная причина подобного симптома кроется в том, что человек не стремится решить волнующий его вопрос. Порой он устраняет проблему только частично, а иногда усугубляет ее. Подобная особенность вызывает сложности в общении индивида не только в социуме, но и в семье. Нередко такой человек даже и не отдает себе отчета в своих реакциях на ситуацию или поведение в ней. В связи с этим он никогда не стремится посетить психолога, хотя недоволен своей жизнью, и у него нередко возникают проблемы в разных социальных ситуациях.

Не все в порядке у таких людей и в том, что относится к их внутреннему миру. Это выражается в таких симптомах, как перемены настроения, повышенная тревожность и беспокойство, депрессия.

Среди основных признаков личностного расстройства можно выделить:

  • постоянное присутствие таких негативных чувств, как тревога и угроза, осознание собственной ненужности и никчемности, а также легко возникающий гнев;
  • отрицательные эмоции и проблемы с контролем;
  • постоянную эмоциональную опустошенность и избегание контактов с людьми;
  • сложности в общении с близкими, особенно с супругом или супругой, а также с детьми;
  • постоянно возникающие проблемы с окружением из-за неспособности контроля негативных чувств и агрессивного поведения;
  • частичную, а порой и полную потерю контакта с окружающей реальностью.

Все вышеперечисленные симптомы обладают тенденцией к ухудшению. Чаще всего это происходит на фоне возникающих стрессовых ситуаций.

Виды психологических расстройств

Согласно международному классификатору, все личностные отклонения делят на 3 основные группы. Среди них:

  • Группа А. В нее входят эксцентричные патологии. Это такие расстройства, как шизоидное, шизотипическое, а также параноидальное.
  • Группа Б. К таким отклонениям относятся театральные, эмоциональные ощущения. Сюда входят расстройства — нарциссическое и истерическое, антисоциальное и пограничное.
  • Группа С. В нее включены панические и тревожные отклонения в виде избегающих и обессивно-импульсивно зависимых расстройств.

Описанные выше патологии могут быть выявлены у одного человека. Но, как правило, всегда имеется одно расстройство, которое выражено наиболее ярко. Именно по нему и определяют вид патологического отклонения личности.

Психологические расстройства у ребенка

Родители должны всегда помнить о том, что они в ответе не только за физическое здоровье своего чада. Психологическая составляющая также играет немаловажную роль в развитии малыша. Она окажет огромное влияние на формирование его мировоззрения. Кроме этого, психологическое здоровье явится основой поведения и поступков маленького человека. От него во многом будет зависеть, принесет ли малыш, повзрослев, пользу обществу или, напротив, станет для него социально опасной личностью.

На сегодняшний день науке доподлинно известно, что сознание малыша, словно губка, впитывает в себя каждое слово и все поступки близких ему людей. Происходит это вплоть до 5-летнего возраста. Картина окружающего мира у малыша формируется на основе привычных для него стилей общения, ролевых моделей, финансового состояния семьи и проблем родителей, имеющего место насилия, измен и предательства. Все негативные моменты в дальнейшем могут больно аукнуться уже подросшему человеку в будущем.

Например, если до года жизни мама часто игнорировала свое дитя, не откликалась на его слезы и кормила тогда, когда ей вздумается, то малыш начинает отторгать чувственную сферу. В его сознании происходит фиксирование бесполезности эмоций, которые он впоследствии выбрасывает за ненадобностью.

Таким же образом происходит и деформация психики ребенка. В том случае, если в 4-5-летнем возрасте он подвергается физическому или сексуальному насилию, то его еще не сформировавшееся сознание начинает воспринимать происходящее как норму. Более того, он учится подражать этому. Таким образом и возникают психопаты. Но, по большому счету, они просто возвращают миру то, что он им дал.

Проявления личностных расстройств в раннем возрасте

Существует семь опасных признаков психологических отклонений у ребенка. Некоторые из них были выделены Дж. Макдональдом – известным психиатром, посвятившим свою жизнь изучению поведения преступников. Этот исследователь даже вывел определенную формулу, которую взрослые в большинстве случаев просто игнорируют. Но если из перечисленных ниже опасных признаков психологических отклонений у ребенка родители выявили хотя бы три, то малыша стоит сводить на консультацию к психиатру. В противном случае в будущем, скорее всего, придется пожинать негативные плоды.

Психологические отклонения у детей могут проявляться:

  • Зоосадизмом. Это первый и самый яркий признак отклонения психологического развития ребенка. Он выражается в том, что маленький человек мучает и убивает животных. Сюда вовсе не относится стрижка кота, подкрашивание его шерсти или дергание за хвост, ведь таким образом познает мир большинство детей. Зоосадизм – явление достаточно серьезное. Оно представляет собой вымещение имеющейся в ребенке внутренней агрессии, причем в жестокой форме. Нередко проявляются такие психологические отклонения у подростков.
  • Непониманием сложных эмоций. Психологическими отклонениями в развитии ребенка являются трудности, не дающие ему понять такие высшие эмоции, как жалость, сочувствие, сопереживание и любовь. Эти дети эмоционально нестабильны. Чаще всего они просто играют ту роль, в которой их хотят видеть окружающие. Однако при этом они ничего не испытывают. Подобные дети холодны к страданиям людей и не способны описать собственные эмоции. Чувства без осмысления позволяют превратить ребенка в хорошего манипулятора.
  • Постоянным враньем. Есть дети, которые лгут, страшась гнева родителей, отцовского ремня или любого другого наказания. В этом случае ложь является естественной защитной реакцией психики. Но если малыш рассказывает сказки без какой-либо конкретной цели, то это довольно опасный симптом. Порой такие дети, уличенные во лжи, даже впадают в истерику, еще более пугая окружающих.
  • Энурезом. Разумеется, далеко не каждый дошкольник, который страдает от этого заболевания, в будущем станет криминальным элементом. Однако Дж. Макдональдом была выведена определенная закономерность. Согласно ей, более 76% преступников в ранние годы своей жизни страдали от энуреза, от чего испытывали постоянные унижения сверстников и терпели их насмешки, а также издевательства и побои родителей. Таким образом, агрессия социума заставила этих людей выплеснуть чувство внутренней неполноценности на невинных жертв.
  • Девиантным поведением. Разумеется, многие дети прогуливают уроки и не выполняют обещания. Это вовсе не указывает на психологическое отклонение в развитии ребенка. Совершенно по-другому следует смотреть на эту проблему, если подобное происходит довольно часто и сопровождается со стороны школьника или подростка нарочисто вызывающей агрессией, эгоизмом и непослушанием. Такие дети нередко убегают из дома, бродяжничают, пробуют наркотики, крадут чужие вещи. Но самое страшное заключается в том, что все это доставляет им удовольствие. Они вовсе не стремятся обратить на себя внимание окружающих. Им нравится подобный стиль жизни. И это является серьезным поводом для тревоги.
  • Пироманией. Еще одним признаком психологического отклонения у ребенка может служить его желание постоянно устраивать поджоги, впоследствии наблюдая за пожарами. От этого он испытывает настоящее удовольствие. Такой ребенок не способен сопротивляться импульсам и осознавать последствия тех преступлений, которые были им совершены. Игра с огнем позволяет детям высвободить внутреннюю ярость, а также компенсировать свое социальное и физическое унижение чужой болью.
  • Травлей слабых. Психологическое изучение детей с отклонениями развития позволило утверждать о том, что они уже в раннем возрасте занимаются эмоциональным прессингом ровесников, не гнушаются физическим насилием, унижениями и преследованиями. Таким образом, ребенок копирует поведение старших. Для родителей важно не перепутать подобные признаки с бытовым хулиганством. В этом случае ребенок становится забиякой с целью привлечения внимания взрослых или подражая поведению плохого героя.

Диагностика личностных расстройств

Психологическое обследование детей с отклонениями в развитии преследует конкретную цель. Она заключается в выявлении самой структуры имеющихся нарушений, что позволит определить оптимальные пути оказания ребенку коррекционной помощи.

Психологическое обследование детей с отклонениями в развитии проводится в несколько этапов. На первом из них психологом изучается документация и собираются сведения о ребенке. Необходимые данные специалисту становятся доступны после проведения опроса родителей и педагогов. К началу проведения психологической диагностики отклонений развития детей, понадобится иметь сведения клинического, социального и педагогического характера. Только в таком случае специалист правильно определит задачи исследования и подготовит весь необходимый инструментарий.

Психологическое обследование проводится в спокойной обстановке. Для этого подойдет отдельная комната, в которой находится небольшое количество предметов. Это позволит ребенку не отвлекать свое внимание.

Обследование, как правило, начинают с самых легких заданий. Психологу при этом важно вести себя доброжелательно и спокойно, внимательно наблюдая за своим пациентом. Если ребенок допустил ошибку, то взрослому необходимо оказать ему помощь, предусмотренную заданием.

Результаты наблюдений психолог фиксирует в протоколе. В него заносится время выполнения заданий, виды ошибок и помощи, оказанной ребенку. В ходе обследования желательно присутствие мамы. Особенно важно это в тех случаях, когда маленький пациент настаивает на этом.

По результатам обследования специалист готовит заключение. В него психолог включает свои выводы об уровне развития и особенностях речи ребенка, его познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой сфере. Здесь же должен быть решен вопрос и о характере той коррекционной помощи, в которой нуждается маленький пациент.

Ведь конкретного понятия психологических отклонений или психологического здоровья человека не существует. Ничего необычного или странного в этом нет. Подобное понятие напрямую зависит от большого количества факторов, которые, как правило, являются субъективными.

Понятие нормы и отклонений от нормы (патологии) в социальных науках, медицине и психологии.

68. Понятие психологической нормы. Дифференциальная психология и психодиагностика.

Основным потребителем дифференциально-психологических знаний является психодиагностика. В психологии индивидуальных различий рождаются понятия, для измерения которых затем создаются или подбираются методики. Здесь же возникает представление о способах оценки и интерпретации полученных результатов. В связи с этим очень важным является понятие психологической нормы, очень неоднородное по своему содержанию, на которое оказывают влияние по меньшей мере четыре фактора.

1. Норма — статистическое понятие. Нормальным признается то, чего много, что относится к середине распределения. А «хвостовые» его части, соответственно, указывают на область низких («субнормальных») или высоких («супернормальных») значений. Для оценки качества мы должны соотнести показатель человека с другими и таким образом определить его место на кривой нормального распределения. Очевидно, что приставки «суб» и «супер» не дают этической или прагматической оценки качества (ведь если у человека «супернормальный» показатель агрессивности, едва ли это хорошо для окружающих и для него самого).

Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы (возрастной, социальной и других).

2. Нормы обусловлены социальными стереотипами. Если поведение человека не соответствует общепринятому в данном обществе, оно воспринимается как отклоняющееся. Например, в российской культуре не принято класть ноги на стол, а в американской это никем не осуждается.

3. Нормы ассоциируются с психическим здоровьем. Ненормальным может считаться то, что требует обращения к клиницисту. Необходимо отметить, однако, что и в психиатрии оценочный подход дискутируется, а в качестве наиболее существенных указаний на отклонение от нормы принимается нарушение продуктивности деятельности и способности к саморегуляции. Так, например, когда пожилой человек, осознавая слабость своей памяти, использует вспомогательные средства (записную книжку, раскладывание необходимых предметов в поле зрения), то это поведение соответствует норме, а если он, относясь к себе некритически, отказывается от необходимости «протезировать» свое жизненное пространство, то это приводит в конечном счете к неспособности решать поставленные задачи и свидетельствует о нарушении психического здоровья.

4. Наконец, представление о нормах определяется ожиданиями, собственным необобщенным опытом и другими субъективными переменными: так, например, если первый ребенок в семье начал говорить в возрасте полутора лет, то второй, который к двум годам еще не научился свободно изъясняться, воспринимается как наделенный признаками отставания.

В. Штерн, призывая к осторожности в оценке человека, отмечал, что, во-первых, психологи не имеют права из установленной аномальности того или иного свойства делать заключение об анормальности самого индивида как носителя этого свойства и, во-вторых, невозможно установленную анормальность личности свести к узкому признаку как ее единственной первопричине. В современной диагностике понятие «норма» используют при изучении внеличностных характеристик, а когда речь заходит о личности, применяют термин «особенности», тем самым подчеркивая намеренный отказ от нормативного подхода.

Итак, нормы — это не застывшее явление, они постоянно обновляются и изменяются. Обязательно должны регулярно пересматриваться и стандарты психодиагностических методик.

Дифференциальная психология — отрасль науки, изучающая психолог. заономерности различий между индивидуами и группами людей, а так же природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ.

Психодиагностика — отрасль психологической науки, разрабатыв. методы выявдения и изучения индивид. психологических и индивид. психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой понимают область психологической практики, связан. с выявлением разнообразн. качеств, психолог и психофизиологических особеннойтией и черт личности челоека.Психодиагностика наход на стыке психологических исследований и практики.

Проективные методы исследования личности. Примеры методик. Сфера применения рисуночных тестов и их интерпретация.

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок — это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый. Рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги. В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно и сколь угодно часто, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к клиентам самого разного возраста — от дошкольного до взрослого включительно. Это позволяет использовать их для контроля динамики состояния и для наблюдения за ходом психического развития в течение длительного периода. Попытки реализовать эту идею предпринимались многими исследователями в разных странах, но до Ф. Гуденаф, создавшей в конце 20-х годов первую стандартизованную рисуночную методику — тест «Нарисуй человека», — никто не разработал достаточно однозначных и обоснованных критериев оценки рисунков. Впоследствии диагностическая интерпретация тех или иных показателей выполнения заданий пересматривалась и существенно видоизменялась. Было обнаружено много новых критериев оценки рисунка. Наряду с толкованиями, разработанными ранее, стал развиваться подход, опирающийся на более общие представления о формах самовыражения человека в художественной деятельности, в частности в рисовании. Начиная с 50-х годов XX века и до настоящего времени разрабатывается множество различных рисуночных тестов. Как новые, так и ранее созданные методики постоянно совершенствуются. Предлагаются оригинальные варианты процедуры проведения тестов, дополнения и поправки к принципам интерпретации результатов. Нужно особо выделить созданный М.З.Дукаревич оригинальный и чрезвычайно информативный тест «Несуществующее животное».Недостатки:относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации. В отличие от более формализованных тестов, таких как тесты интеллекта или личностные опросники, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства. Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными

Рекомендуем прочесть:  Если Панлейкопенией Заболел Взрослый Кот

методами подтвердить надежность рисуночных методик. Во-первых, следует крайне осторожно относиться к их использованию в статистических научных исследованиях. Необходимым условием такого использования является привлечение нескольких (как минимум, двух) независимых экспертов, хорошо владеющих интерпретацией применяемых тестов. Во-вторых, делать окончательные выводы о психологических особенностях субъекта на основе одних лишь рисуночных тестов не рекомендуется. Эти тесты дают основания для обоснованных предположений, но не для безапелляционных суждений. Окончательное заключение может быть вынесено лишь при сопоставлении особенностей рисунков с другими данными (например, с результатами наблюдений, данными клинической беседы или дополнительных, более строгих тестов). Заключение ни в коем случае не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она базируется не на одном отдельном признаке, а поддержана, по меньшей мере, двумя-тремя признаками, обнаруживающимися в рисунках. Набор из нескольких рисуночных методик, хорошо зарекомендовавший себя на практике. Он позволяет получить описание как общих интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей человека, так и его отношения к разным жизненным сферам: семейной, сексуальной, социальной и межличностной. Это тесты «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи» и «Красивый рисунок». Если требуется выяснить отношение обследуемого к домашней ситуации, то желательно предложить рисунок дома. Для диагностики представлений о течении своей жизни во времени (ориентации в прошлом, настоящем и будущем) весьма полезным оказывается рисунок дерева. Отношение к школьной ситуации может быть выявлено с помощью рисунка школы или с помощью теста, включающего два рисунка: «Я дома» и «Я в школе». Иногда очень содержательную информацию об актуальных переживаниях обследуемого дает рисунок на свободную тему. Существуют также такие методики как «Нарисуй себя», «Фантастическая семья» (в этой методике членов своей семьи предлагается изобразить в виде различных предметов — по выбору обследуемого, который по окончании рисунка его просят объяснить), «Моя будущая семья» и многие другие. ПРОВЕДЕНИЕ РИСУНОЧНЫХ ТЕСТОВ При соблюдении стандартной процедуры тестирования результаты могут оказаться сильно искажены, если между обследуемым и проверяющим существуют тесные личные отношения. Это проявляется, например, при попытке проверить собственного ребенка. Удобно использовать карандаш с резинкой. У многих обследуемых, особенно при повышенном уровне тревожности, отсутствие резинки вызывает серьезные затруднения, а иногда они и отказываются от рисования. Удобным выходом служит использование твердой резинки; при этом стертые линии остаются заметными, что обычно не слишком смущает обследуемого. Тест «Красивый рисунок» выполняют цветными карандашами. Для него требуется набор, содержащий все основные цвета спектра и черный. Желательно, чтобы каждый цвет был представлен двумя-тремя оттенками. Наиболее удобен набор из восемнадцати цветных карандашей. Кроме того, обследуемому дают и простой карандаш (такой же, как для остальных тестов). Процесс рисования отражают в протоколе. На каждом листе с рисунками и на каждом листе протокола пишут имя и фамилию обследуемого (или его шифр) и дату обследования. На первом листе указывают возраст, состав семьи, причины обращения, анамнестические данные. В протоколе отмечают: • темп выполнения заданий, паузы и перерывы в работе; • последовательность, в которой делались разные части изображения; • вопросы и высказывания обследуемого; • краткое содержание последующей беседы. РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА Этот тест (впервые предложен Ф. Гуденаф для исследования познавательных способностей. Впоследствии К. Маховер разработала критерии, позволяющие оценивать личностные особенности. С тех пор критерии оценки многократно перерабатывались) — один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху. После окончания работы можно попросить его написать небольшой рассказ об изображенном персонаже. По завершении беседы предлагают еще одно задание в соответствии с процедурой, разработанной Маховер. Обследуемому дают чистый лист бумаги с инструкцией: «А теперь нарисуйте человека другого пола». При непонимании инструкции нужно пояснить, что имеется в виду человек, пол которого противоположен нарисованному ранее. Это задание полезно для взрослых и подростков. При обследовании дошкольников и младших школьников оно обычно не дает существенной дополнительной информации, хотя в отдельных случаях, когда нужно выявить отношение ребенка к сексуальной сфере, его можно рекомендовать и для маленького ребенка. Для оценки умственного развития недостаточно информативен рисунок женщины в юбке (непонятно, адекватно ли передается сочленение ног с туловищем). Поэтому, если первоначально изображена женщина в юбке, нужно дать дополнительное задание: «А теперь нарисуй мужчину (дядю)». Рисунок человека противоположного пола обсуждается так же, как и первый. НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ Это одна из наиболее информативных рисуночных методик (методика разработана М.3. Дукаревич). Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с 5 — 6 лет). Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно. Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно. РИСУНОК СЕМЬИ Этот тест предлагается для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка. Метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с четырехлетнего возраста, но может быть с успехом применен и для выяснения отношения к семейной сфере у взрослого человека. ДИНАМИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ Этот вариант методики «Рисунок семьи» разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом. Методика доступна детям, начиная со старшего дошкольного возраста, приблизительно с пяти лет.

Проведение тестирования. В задание по тесту «Рисунок семьи» вводится дополнительная инструкция: «Нужно нарисовать семью так, чтобы каждый член семьи что-то делал, был чем-то занят». В сравнении с тестом «Рисунок семьи» тест «Динамический рисунок семьи» позволяет получить более полную информацию о том, как обследуемый воспринимает распределение ролей в семье, какова основная, с его точки зрения, функция у каждого из ее членов. Подростки по этому заданию часто делают очень выразительные рисунки. Вместе с тем, диагностическая направленность дополнительного варианта более очевидна, чем у исходного теста, и при определенной установке обследуемый может сознательно исказить результаты. Как показывает опыт, функциональная установка обследуемого часто приводит к тому, что по рисунку трудно оценить эмоциональные взаимоотношения между членами семьи. СЕМЬЯ ЖИВОТНЫХ Он доступен детям с четырехлетнего возраста. Задавая вопросы, нельзя произносить слов «мама», «папа», «ребенок», «бабушка» и др. Нужно использовать нейтральное словосочетание «член семьи». Встречаются случаи, когда в тесте «Рисунок семьи» обследуемый воспроизводит реальные семейные отношения, а в тесте «Семья животных» — идеализированные (такие, какими он хотел бы их видеть).

КРАСИВЫЙ РИСУНОК Тест доступен для детей с трехлетнего возраста. Во время рисования следует отмечать в протоколе последовательность использования обследуемым разных цветов. Этот тест позволяет охарактеризовать эмоциональное состояние обследуемого более определенно, чем по свободному рисунку, в котором встречается воспроизведение прежних отрицательных переживаний, не отражающих данную ситуацию. Если же негативные переживания проявляются в «красивом» рисунке, где они противоречат инструкции, то можно полагать, что они актуальны для обследуемого в настоящий момент.

Нормы не абсолютны, они развиваются и получаются эмпирически для данной группы (возрастной, социальной и других).

Генетические аномалии у сельскохозяйственных животных (стр. 1 из 3)

1. ВЕТЕРИНАРНАЯ СЕЛЕКЦИЯ В РАЗВЕДЕНИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

Благодаря целенаправленной селекции, проводившейся в последние десятилетия, значительно повысился генетический потенциал животных по многим хозяйственно полезным признакам. Вместе с тем все чаще возникают проблемы, связанные с плодовитостью животных и резистентностью их к болезням. Опыт показывает, что эти проблемы невозможно решить только за счет улучшения кормления, технологии содержания или средствами ветеринарной терапии. На практике фармацевтические средства и препараты, повышающие иммунитет, очень часто оказываются недостаточными для лечения и профилактики болезней.

Результаты исследований советских и зарубежных ученых подтверждают немаловажное значение наследственности в проявлении резистентности или восприимчивости животных к определенным болезням, устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды. Известный ветеринарный генетик Ф. Б. Хатг, подчеркивая значение генетической профилактики болезней, отмечал, что внутри вида находятся индивидуумы, способные жить с возбудителями болезни, в то время как другие заболевают. Он считал, что в результате накопления благоприятно действующих генов резистентных индивидуумов можно создать резистентные к болезням линии и породы.

В настоящее время используются генетические методы для поиска и анализа причин, обусловливающих снижение уровня воспроизводительной функции и жизнеспособности, распространение аномалий, а также ведется разработка научно обоснованной системы их профилактики.

Установлено, что многие формы патологии животных имеют генетическую основу и связаны с мутациями и рекомбинациями наследственного материала — генов и хромосом.

1.1 Роль мутаций и рекомбинаций генов в возникновении патологии у животных

Мутации, представляющие собой стойкие изменения в структуре ДНК, хромосом и количественном составе кариотипа, постоянно и с определенной частотой возникают в популяциях животных.

Фенотипически мутации нередко проявляются в формах врожденных уродств (аномалий), в смертности, снижении жизнеспособности и устойчивости к болезням, нарушении воспроизводительной функции. В популяциях сельскохозяйственных животных в процессе длительного их существования накоплен определенный груз вредных рецессивных мутаций и аберраций хромосом. Для профилактики распространения вредных мутаций необходима прежде вcero организация учета всех форм патологии животных.

Генетический контроль (мониторинг) вредных мутаций должен включать тщательный клинический анализ болезней и уродств, экспертизу происхождения аномальных животных, выяснение роли наследственности в их этиологии. Значение проблемы генетического мониторинга в современном животноводстве связано с рядом обстоятельств. Так, в связи с использованием искусственного осеменения постоянно сокращается число производителей; следовательно, степень влияния каждого из них на генофонд стада, распространение наследственных дефектов значительно увеличилась. Поэтому особо важное значение при организации крупномасштабной селекции приобрела оценка генотипов быков, хряков, баранов, используемых в интенсивном воспроизводстве. Контроль воспроизводительных способностей производителей общепринятыми методами по качеству потомства не дает полных сведений о возможности генетического влияния их на оплодотворяемость, эмбриональную смертность, рождение аномального и нежизнеспособного, подверженного заболеваниям плода. Ситуация осложняется тем, что большинство аномалий и уродств — это рецессивно наследуемые генные мутации, фенотипически проявляющиеся только в гомозиготном состоянии. Наследуемые хромосомные аномалии фенотипически проявляются лишь у взрослых дочерей производителей в виде гибели эмбрионов.

Для проверки производителей на носительство скрытых генетических дефектов и элиминации их из воспроизводства необходимы регистрация всех случаев уродств и аномалий, контроль состояния структуры и функции хромосом.

Организация мониторинга в животноводстве позволяет контролировать уровни мутагенов в окружающей среде, их влияние на хромосомный аппарат, рост, развитие и продуктивность животных, осуществлять профилактику распространения генетической патологии.

Известно, что генетический груз популяций животных представлен широким спектром не только генных мутаций, но и аберраций хромосом, которые подразделяются на количественные изменения в кариотипе — анеуплоидию (полиплоидия, гиперплоидия, гипоплоидия) и структурные перестройки (транслокация хромосом, инверсии, делеции, нехватки, дупликации и др.). Избыток или недостаток хромосом у индивидуума, как правило, приводит к его гибели еще в эмбриональную стадию развития. Исключения составляют носители моносомии, трисомии и некоторых других вариантов анеуплоидии по половым хромосомам, которое выживают, но являются бесплодными.

Живые носители структурных перестроек хромосом имеют выраженных фенотипических отклонений. Однако в гаметогенезе у них формируются половые клетки с несбалансированным набором хромосом, дающие начало нежизнеспособным эмбрионам, что является причиной снижения уровня воспроизводительной функции. Эти аберрации, являясь сбалансированной частью хромосомных мутаций, передаются по наследству.

1.2 Особенности распространения генетических аномалий животных

В современных условиях разведения животных, когда генотип производителя за короткое время может быть репродуцирован тысячами его потомков, ущерб от рождения аномального приплода, снижения его плодовитости и жизнеспособности может быть больше улучшающего эффекта по продуктивности, если производитель является носителем вредных генов или аберраций хромосом.

При использовании в разведении быков, содержащих в кариотипе вредные гены, их самих, а также их сыновей и внуков частота генетической аномалии быстро возрастает. Например, в костромской породе интенсивно использовали быка Бурхана 6083, в потомстве которого было зарегистрировано несколько типов уродства (укорочение нижней челюсти, мопсовидность и пучеглазие, водянка, слепота, уродства конечностей и др.). В результате, если частота этих аномалий в приплоде Бурхана составила 4,87 %, то у его внука быка Жетона 3501 уже 17,3 % потомков имели уродства головы.

Анализ 14 линий костромского скота (Жигачев А. И., 1986) выявил большое число уродств в линии Ладка. Причиной такого явления обычно служит насыщение родственной группы животных (линии) рецессивными мутациями при отсутствии браковки гетерозиготных по вредным генам животных.

Влияние дрейфа генов, усиление концентрации вредного аллеля возрастают при повышении нагрузки на одного производителя. Скорость протекания генетико-автоматических процессов (дрейфа) зависит от эффективной численности популяций. Для определения последней используют формулу Ne = 4NfNm/Nf+ Nm, где Ne— эффективная численность популяции; Nf— количество самок; Nm— количество самцов, участвующих в размножении.

Зависимость интенсивности генетико-автоматических процессов (дрейфа) от размера популяции определяется по формуле К = 1 /2 Ne, где К — доля, на которую изменяется концентрация аллеля.

Так, если на поголовье 1000 маток будут использоваться 5 быков, величина К составит 2,0 %, а при использовании одного быка К будет равна 10 %. Особенно резко может повыситься частота мутантного аллеля в популяции, если при разведении линии генотип гетерозиготного родоначальника будет репродуцироваться с применением инбридинга, как это имело место в линии Ладка и его продолжателя Бурхана. В пяти поколениях этой линии зарегистрировано 117 телят-уродов. 3 большинстве случаев родословные отцов иматерей замыкались на трех предков — быков Бурхана, его отца Ладка и деда Салата. В ряде случаев инбридинг был комплексным — одновременно на указанных производителей или усиливающимся, что повышало вероятность перехода мутантных генов в гомозиготное состояние.

Следует иметь в виду, что при интенсивном использовании ограниченного контингента производителей в товарных хозяйствах генетическое разнообразие популяции суживается даже при своевременной ротации линий. Такое положение может привести к сочетанию родственных по генотипам (гетерозиготных носителей вредных генов) производителей и маток. С другой стороны, интенсивное кроссирование линий в племенных хозяйствах неизбежно будет приводить к стихийному родственному спариванию в товарных хозяйствах и массовому проявлению инбредной депрессии, в том числе повышению частоты уродств и аномалий в популяциях.

Инбредная депрессия может возрасти в результате миграции. Под миграцией в животноводстве понимают импорт производителей, маток или гамет (спермиев, а также яйцеклеток и эмбрионов), закупки племенных животных из других зон страны. При использовании завезенных животных в местную популяцию могут быть введены не только желательные гены, повышающие продуктивность, но и аллели, обусловливающие летальные и полулетальные аномалии. Сдвиги концентраций рецессивного аллеля q при миграциях определяются по формуле q = — т ( q qm ), где т — величина обмена генами, aqm средняя концентрация аллеля по всей системе популяций, между которыми идет обмен генами, или в тон определенной популяции, откуда поступают животные (Дубинин Н. П., 1985). Из формулы видно, что величина сдвига концентраций рецессивного аллеля зависит от частоты рецессивного аллеля в исходной популяции, откуда мигрируют особи, и частоты миграции.

Случаев распространения генетических аномалий вследствие миграций известно немало. Например, в ФРГ в результате интенсивного использования на местном поголовье черно-пестрого скота отдельных быков голштинской породи, импортированных из США, резко возросла частота пупочных грыж у телят. Эту же аномалию наблюдали в потомстве двух быков голландской породы, закупленных в ЧССР из Нидерландов.

Для проверки производителей на носительство скрытых генетических дефектов и элиминации их из воспроизводства необходимы регистрация всех случаев уродств и аномалий, контроль состояния структуры и функции хромосом.

Ссылка на основную публикацию